Объект и предмет исследования.
Цели и задачи исследования.
Этот раздел программы регулирует отношения заказчика и социолога на стадии предварительного определения ожидаемого результата, а также определяет объем затрат, времени и финансовых ресурсов, необходимых для получения результата.
Цели исследования могут быть различны. Например, если сформулирована проблема как недостаточно высокий уровень управления подразделениями организации, то цель будет состоять в анализе реальной ситуации причин низкой эффективности управления организацией, выявлении скрытых резервов и разработке практических рекомендаций по изменению этой ситуации. Задачи исследования представляют собой содержательную, методическую и организационную конкретизацию цели.
Объект социологического исследования — область социальной действительности, на которую направлен процесс научного познания. Выбор объекта исследования обусловлен проблемной ситуацией исследования. Объектом исследования могут стать любые стороны социальной реальности, но лишь после того, как они включены в процесс социологического познания, осмыслены и выделены исходя из проблемы данного исследования. Любая социальная проблема не существует сама по себе, а предполагает своего носителя — определенную социальную общность. Объект исследования характеризуется количественно, структурно и с точки зрения его пространственно-временной определенности. В нашем примере это может быть коллектив предприятия, который организационно подразделяется на коллективы цехов, смен, бригад. Подразделения предприятия пространственно обособлены, имеют определенные пространственно-географические границы и т.д.
Операционализация исследования — необходимый этап в разработке методологии исследования. Он позволяет решить три основные задачи:
1) Выяснить те аспекты теоретических понятий, которые используются в данном исследовании.
2) Это дает возможность вести анализ практических проблем на уровне теоретического знания и тем самым обеспечивать научное обоснование его результатов, выводов и рекомендаций.
3) Обеспечить измерение и регистрацию изучаемых явлений с помощью количественных, статистических показателей.
Методическая часть программы исследования включает в себя и организационный план его проведения. В этот план закладываются основные мероприятия и сетевой график работ. Наличие такого плана позволяет более или менее точно определить затраты времени, сил, средств и объем работы, распределить ее по исполнителям в определенной последовательности, скоординировать взаимодействие исследовательского коллектива с целью наиболее эффективного использования его возможностей.
Организационный план исследования состоит, как правило, из следующих блоков:
- сетевого плана-графика,
- подготовки поля исследования,
- подготовки группы исследователей,
- проведения самого исследования,
- организации обработки и анализа социологической информации,