Информационные технологии и этапы их развития

Информационная технология (ИТ) — совокупность технических и программных средств (инструментария), с помощью которых выполняются разнообразные операции по обработке информации во всех сферах нашей жизни и деятельности.

ИТ является наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов общества. К настоящему времени она прошла несколько эволюционных этапов, смена которых определялась главным образом развитием научно-технического прогресса, а именно появление новых технических средств (инструментария) для хранения, обработки и передачи информации.

В соответствии с существующим инструментарием (основой технологии для обработки информации) и развитием коммуникаций (связи), можно выделить следующие этапы развития ИТ:

§ «ручная» технология (до второй половины XIX в.): инструментарий — перо, чернильница, бухгалтерская книга; коммуникации — почтовая пересылка писем, пакетов, депеш;

§ «механическая» технология (с конца XIX в.): инструментарий — пишущая машинка, телефон, фонограф; коммуникации — почта, оснащенная более совершенными средствами доставки;

§ «электрическая» технология (40—60-е гг. XX в.): инструментарий — большие ЭВМ с соответствующим программным обеспечением, электрические пишущие машинки, копировальные аппараты, портативные магнитофоны;

§ «электронная» технология (с начала 70-х гг.): инструментарий — большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ), оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов;

§ «компьютерная» или «новая» технология (с середины 80-х гг.): инструментарий — персональный компьютер с большим количеством стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе создаются системы поддержки принятия решений, имеющие встроенные элементы анализа и искусственного интеллекта для разных уровней управления. Начинается широкое использование компьютерных сетей и средств телекоммуникационной связи.

Компьютерные информационные технологии и их классификация

Компьютерная информационная технология (КИТ) — это система методов и способов сбора, регистрации, хранения, накопления, поиска, обработки и выдачи информации по запросам пользователей с помощью средств вычислительной и коммуникационной техники.

Для современных КИТ характерны:

§ диалоговый режим решения задачи с широкими возможностями для пользователя;

§ сквозная информационная поддержка на всех этапах прохождения информации на основе интегрированной базы данных, предусматривающая единую унифицированную форму представления, хранения, поиска, отображения, восстановления и защиты данных;

§ безбумажный процесс обработки документа, при котором на бумаге фиксируется только окончательный вариант документа, а промежуточные версии и необходимые данные записаны на машинные носители;

§ возможность коллективного использования документов на основе группы компьютеров, объединенных средствами коммуникаций;

§ возможность адаптивной перестройки формы и способа представления информации в процессе решения задачи.

Компьютерные информационные технологии предполагают:

§ использование пакетов прикладных программа (ППП) для решения различных задач предметной области;

§ оформление и тиражирование, рассылку и передачу информации с помощью электронной почты;

§ поиск и подготовку данных, обмен данными, оформление результатов;

§ использование различных устройств ввода/вывода информации;

§ привлечение для принятия решений технологий искусственного интеллекта;

§ широкое применение средств мультимедиа;

§ и многое другое.

Анализ рынка информационных систем и составляющих компонентов позволяет распределить КИТ на два класса: базовые и прикладные. Причем граница этого деления является условной.

Базовые КИТ — технологии, обеспечивающие решение отдельных компонент функциональных задач, а также служащие основой для формирования прикладных технологий информатизации, включают в себя:

1. Современную микроэлектронную базу средств вычислительной техники и телекоммуникаций;

2. Перспективные вычислительные средства (компьютеры нетрадиционной архитектуры, нейрокомпьютеры);

3. Технологии организации вычислительного процесса.

Можно привести следующие примеры базовых технологий:

§ технологии операционных систем, непосредственно управляющие работой средств вычислительной техники;

§ технологии архитектуры клиент/сервер, реализуемые в корпоративных сетях для коллективного доступа к информационным ресурсам вычислительных систем;

§ технологии многопроцессорной обработки, позволяющие наращивать мощность ЭВМ за счет расширения их вычислительной структуры;

§ технологии нейровычислений, реализующие отдельные виды сложной обработки информации на специально созданных программно-технических устройствах, входящих в состав ЭВМ и работающих по принципам нейронных сетей;

§ технологии автоматизации проектирования (CASE-технологии), осуществляющие разработку информационных систем, не используя для этих целей языков программирования;

§ телекоммуникационные технологии, обеспечивающие взаимодействие в сетях на основе единых стандартов;

§ технологии Intranet и Internet;

§ технологии аналого-цифровых преобразований, позволяющие преобразовывать данные из цифровой формы в аналоговый вид, что позволяет производить их компьютерную обработку;

§ технологии распознавания образов и синтеза речи, автоматизирующие процесс распознавания объектов реального мира;

§ технологии создания и распространения информации на компакт-дисках;

§ технологии криптозащиты;

§ технологии резервирования и восстановления информации;

§ технологии человеко-машинного интерфейса, обеспечивающие унификацию взаимодействия человека и ЭВМ;

§ и др.

Прикладные КИТ — технологии, формируемые на основе базовых и ориентированные на полную информатизацию объекта, т.е. комплексное решение функциональной задачи. Они реализуют типовые процедуры обработки информации в конкретной предметной области.

К прикладным КИТ можно отнести следующие технологии:

§ технологии автоматизации офиса;

§ технологии систем контроля и качества;

§ технологии систем управления запасами;

§ технологии автоматизации банковской деятельности;

§ технологии бухгалтерских систем;

§ технологии автоматизации торговли;

§ технологии издательских систем;

§ технологии машинного перевода;

§ технологии туристической деятельности;

§ и т.д.