Информационные технологии и этапы их развития
Информационная технология (ИТ) — совокупность технических и программных средств (инструментария), с помощью которых выполняются разнообразные операции по обработке информации во всех сферах нашей жизни и деятельности.
ИТ является наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов общества. К настоящему времени она прошла несколько эволюционных этапов, смена которых определялась главным образом развитием научно-технического прогресса, а именно появление новых технических средств (инструментария) для хранения, обработки и передачи информации.
В соответствии с существующим инструментарием (основой технологии для обработки информации) и развитием коммуникаций (связи), можно выделить следующие этапы развития ИТ:
§ «ручная» технология (до второй половины XIX в.): инструментарий — перо, чернильница, бухгалтерская книга; коммуникации — почтовая пересылка писем, пакетов, депеш;
§ «механическая» технология (с конца XIX в.): инструментарий — пишущая машинка, телефон, фонограф; коммуникации — почта, оснащенная более совершенными средствами доставки;
§ «электрическая» технология (40—60-е гг. XX в.): инструментарий — большие ЭВМ с соответствующим программным обеспечением, электрические пишущие машинки, копировальные аппараты, портативные магнитофоны;
§ «электронная» технология (с начала 70-х гг.): инструментарий — большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ), оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов;
§ «компьютерная» или «новая» технология (с середины 80-х гг.): инструментарий — персональный компьютер с большим количеством стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе создаются системы поддержки принятия решений, имеющие встроенные элементы анализа и искусственного интеллекта для разных уровней управления. Начинается широкое использование компьютерных сетей и средств телекоммуникационной связи.
Компьютерные информационные технологии и их классификация
Компьютерная информационная технология (КИТ) — это система методов и способов сбора, регистрации, хранения, накопления, поиска, обработки и выдачи информации по запросам пользователей с помощью средств вычислительной и коммуникационной техники.
Для современных КИТ характерны:
§ диалоговый режим решения задачи с широкими возможностями для пользователя;
§ сквозная информационная поддержка на всех этапах прохождения информации на основе интегрированной базы данных, предусматривающая единую унифицированную форму представления, хранения, поиска, отображения, восстановления и защиты данных;
§ безбумажный процесс обработки документа, при котором на бумаге фиксируется только окончательный вариант документа, а промежуточные версии и необходимые данные записаны на машинные носители;
§ возможность коллективного использования документов на основе группы компьютеров, объединенных средствами коммуникаций;
§ возможность адаптивной перестройки формы и способа представления информации в процессе решения задачи.
Компьютерные информационные технологии предполагают:
§ использование пакетов прикладных программа (ППП) для решения различных задач предметной области;
§ оформление и тиражирование, рассылку и передачу информации с помощью электронной почты;
§ поиск и подготовку данных, обмен данными, оформление результатов;
§ использование различных устройств ввода/вывода информации;
§ привлечение для принятия решений технологий искусственного интеллекта;
§ широкое применение средств мультимедиа;
§ и многое другое.
Анализ рынка информационных систем и составляющих компонентов позволяет распределить КИТ на два класса: базовые и прикладные. Причем граница этого деления является условной.
Базовые КИТ — технологии, обеспечивающие решение отдельных компонент функциональных задач, а также служащие основой для формирования прикладных технологий информатизации, включают в себя:
1. Современную микроэлектронную базу средств вычислительной техники и телекоммуникаций;
2. Перспективные вычислительные средства (компьютеры нетрадиционной архитектуры, нейрокомпьютеры);
3. Технологии организации вычислительного процесса.
Можно привести следующие примеры базовых технологий:
§ технологии операционных систем, непосредственно управляющие работой средств вычислительной техники;
§ технологии архитектуры клиент/сервер, реализуемые в корпоративных сетях для коллективного доступа к информационным ресурсам вычислительных систем;
§ технологии многопроцессорной обработки, позволяющие наращивать мощность ЭВМ за счет расширения их вычислительной структуры;
§ технологии нейровычислений, реализующие отдельные виды сложной обработки информации на специально созданных программно-технических устройствах, входящих в состав ЭВМ и работающих по принципам нейронных сетей;
§ технологии автоматизации проектирования (CASE-технологии), осуществляющие разработку информационных систем, не используя для этих целей языков программирования;
§ телекоммуникационные технологии, обеспечивающие взаимодействие в сетях на основе единых стандартов;
§ технологии Intranet и Internet;
§ технологии аналого-цифровых преобразований, позволяющие преобразовывать данные из цифровой формы в аналоговый вид, что позволяет производить их компьютерную обработку;
§ технологии распознавания образов и синтеза речи, автоматизирующие процесс распознавания объектов реального мира;
§ технологии создания и распространения информации на компакт-дисках;
§ технологии криптозащиты;
§ технологии резервирования и восстановления информации;
§ технологии человеко-машинного интерфейса, обеспечивающие унификацию взаимодействия человека и ЭВМ;
§ и др.
Прикладные КИТ — технологии, формируемые на основе базовых и ориентированные на полную информатизацию объекта, т.е. комплексное решение функциональной задачи. Они реализуют типовые процедуры обработки информации в конкретной предметной области.
К прикладным КИТ можно отнести следующие технологии:
§ технологии автоматизации офиса;
§ технологии систем контроля и качества;
§ технологии систем управления запасами;
§ технологии автоматизации банковской деятельности;
§ технологии бухгалтерских систем;
§ технологии автоматизации торговли;
§ технологии издательских систем;
§ технологии машинного перевода;
§ технологии туристической деятельности;
§ и т.д.