Электронная Беларусь

Роль информатизации в современном обществе

Потоки информации постоянно растут и неизбежно наступает информационный барьер, когда сложность задач обработки информационных потоков превышает человеческие возможности. Человек, являясь основным носителем прогресса, начинает непроизвольно сдерживать его движение, будучи не в состоянии воспринять и переработать весь объем информации, необходимой для принятия своевременного решения. И тогда на помощь ему приходят новые информационные технологии, компьютеризация и информатизация общества.

Успех компьютеризации может быть обеспечен при трех условиях: высоком качестве техники, программных средств и хорошо организованном сервисе обслуживания. Из года в год растут требования к высокой технической культуре и компьютерной грамотности людей. Поэтому в комплекс наиболее необходимых знаний включают и компьютерную грамотность.

Можно выделить следующие сферы информатизации и компьютеризации общества:

1. Организация экономической информации на предприятиях. Предприятию постоянно нужна достоверная и оперативная информация о номенклатуре, ценах и изготовителях изделия, о рынках труда и сбыта, о спросе и предложении в стране и за рубежом и т.п.

2. Создание системы информационных услуг для населения с использованием компьютеров, которая значительно сберегает время и освобождает людей для самообразования и творческой работы.

3. Организация системы здравоохранения и социального обеспечения с применением ЭВМ, позволяющей наладить работу компьютерных консультационных центров, создать диагностические компьютерные экспертные системы, наладить учет и обслуживание инвалидов, одиноких, больных и престарелых людей.

4. Компьютеризация системы образования и науки, которая ускорит и обеспечит процесс добывания знаний за счет создания обучающих систем и доступных баз знаний; систем электронных книг и журналов и т.п.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) стали одним из важнейших факторов, влияющих на развитие общества, их революционное воздействие касается государственных структур и институтов гражданского общества, экономической и социальной сфер, науки и образования, культуры и образа жизни людей. Многие развитые и развивающиеся страны в полной мере осознали те колоссальные преимущества, которые несет с собой развитие и распространение ИКТ. Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что движение к информационному обществу — это путь в будущее человеческой цивилизации. По этому пути идет и Республика Беларусь, что нашло отражение в ее политики в области информатизации, которая регулируется законами Республики Беларусь и Концепцией Государственной политики в области информатизации.

Еще в 1995 году в Республике Беларусь был принят закон «Об информатизации», который регулировал правоотношения, возникающие в процессе формирования и использования документированной информации и информационных ресурсов; создание информационных технологий автоматизированных или автоматических информационных систем и сетей; определяет порядок защиты информационного ресурса, а также прав и обязанностей субъектов, принимающих участие в процессах информатизации. Его сменил подписанный в ноябре 2008 года новый закон «Об информации, информатизации и защите информации».

Целью государственной политики в сфере информатизации является обеспечение перехода к новому этапу развития страны — построению информационного общества и вступлению республики в мировое информационное сообщество.

В Республике Беларусь реализуется достаточно широкий комплекс работ, направленных на развитие и широкое применение ИКТ в различных сферах деятельности и отраслях (государственном и местном управлении, материальном производстве, здравоохранении, культуре, науке, социальной сфере и т.д.). Идет реализация проектов по созданию сетевой инфраструктуры государственных органов в целях обеспечения автоматизированного информационного взаимодействия между ними на базе формирования единого национального информационного ресурса, выхода в глобальные международные информационные сети. Определен перечень информационных ресурсов, имеющих государственное значение, осуществляется их государственная регистрация. Выполняются научно-исследовательские работы и разработки по созданию передовых информационных технологий и программного обеспечения, защиты информации в рамках соответствующих государственных научно-технических программ.

В декабре 2002 года Совет Министров Республики Беларусь утвердил Государственную программу информатизации Республики Беларусь на 2003—2005 годы и на перспективу до 2010 года «Электронная Беларусь», которая разработана во исполнение поручения Президента Республики Беларусь коллективом специалистов различных организаций и учреждений республики под руководством Национальной академии наук Беларуси. Эта программа имеет межотраслевой характер и базируется на основных положениях Концепции государственной политики в области информатизации.

В данную программу, в целях дальнейшего развития процессов информатизации в Республике Беларусь, ежегодно вносятся изменения и дополнения в Постановлениях Совета Министров Республики Беларусь.

Основной целью Программы «Электронная Беларусь» является формирование в республике единого информационного пространства как одного из этапов перехода к информационному обществу, обеспечивающего создание условий для повышения эффективности функционирования экономики, государственного и местного управления, обеспечения прав на свободный поиск, передачу, распространение информации о состоянии экономического и социального развития общества. Это должно быть обеспечено за счет создания общегосударственной информационной системы и формирования соответствующего национального информационного ресурса.

Программа должна обеспечивать информационную безопасность Республики Беларусь, создание и масштабное использование ИКТ, в том числе специального назначения. Ее реализация рассматривается как необходимое условие устойчивого социально-экономического развития и экономического роста, повышения эффективности модернизации экономики и системы государственного управления, укрепления влияния государства в выравнивании социально-экономического и культурного уровня жизни в регионах страны в соответствии с программами социально-экономического развития республики.

«Электронная Беларусь» включает в себя несколько приоритетных направлений:

1. Создание общегосударственной автоматизированной информационной системы, основной задачей которой является формирование единого национального информационного ресурса.

2. Развитие телекоммуникационной инфраструктуры и создание пунктов доступа к открытым информационным системам. Этими пунктами могут быть и различные сети общего пользования, и разнообразные Интернет-кафе и классы, и терминалы в университетах, школах, библиотеках и многое другое.

3. Развитие и совершенствование ИКТ и формирование экспортно-ориентированной отрасли ИТ-индустрии. Таким образом, IT-индустрия официально признана перспективной, и теперь, вероятно, она будет всячески стимулироваться государством, ведь для страны с нехваткой природных ресурсов именно передовые технологии могут стать важным источником пополнения бюджета.

4. Совершенствование законодательной базы и системы государственного регулирования в сфере информатизации, создание правовых основ для широкого использования информационно-коммуникационных технологий во всех сферах общественной жизни республики.

5. Совершенствование деятельности государственных органов на основе использования ИКТ (создание автоматизированных информационно-аналитических систем, которые должны усовершенствовать и повысить эффективность работы государственных органов и органов местного самоуправления).

6. Развитие процессов информатизации в секторе реальной экономики, в том числе создание системы электронной торговли и логистики. При этом само понятие «электронной торговли» идет гораздо дальше привычных магазинов в Интернете и представляет собой определенную систему правил международной торговли, а также их использование, которое призвано существенно упростить торговлю и сократить затраты. Предполагается, что создание системы электронной торговли позволит сэкономить от 20 до 40 процентов финансовых средств, направляемых на подготовку и проведение торгов и организацию закупок, максимально исключить недобросовестную конкуренцию и злоупотребления со стороны продавцов и посредников в торговле, органично вписать экономику республики в международную экономическую систему, что является одним из условий вступления Беларуси во Всемирную торговую организацию.

7. Развитие системы подготовки и переподготовки специалистов по ИКТ и квалифицированных пользователей, а также формирование профессиональных образовательных программ и создание для их реализации аппаратных и программных средств, в том числе и системы дистанционного обучения.

8. Содействие развитию культуры и средств массовой информации посредством внедрения ИКТ — создание информационных ресурсов Национальной библиотеки, других ведущих библиотек, ресурсов культурологического профиля и представления их в национальном секторе Интернета, формирование электронной энциклопедии белорусской культуры, а также машинного фонда белорусского языка. Разработка национального новостного сервера в Интернете.

9. Совершенствование системы информационной безопасности республики с учетом Концепции национальной безопасности.

По окончанию программы «Электронная Беларусь» должны быть завершены работы по созданию общегосударственной автоматизированной информационной системы, сформирована единая информационная и телекоммуникационная инфраструктура, обеспечено внедрение системы электронной торговли для государственных нужд на республиканском уровне, стандартизованного электронного документооборота и систем обеспечения национальной безопасности.

Одним из важных результатов программы должно стать расширение числа пользователей сети Интернет и объемов получаемых с ее помощью услуг. Это расширение, в свою очередь, должно позволить снизить тарифы для пользователей научно-образовательной сферы, а также для организаций, задействованных в разработке информационных технологий.

Таким образом, программа «Электронная Беларусь» определяет основные направления стратегии развития информационного общества, основанного на широком распространении и обмене информацией, а также на подлинном участии всех заинтересованных сторон (правительства, частного сектора и гражданского общества) в процессах включения страны в мировое информационное пространство и ликвидации «цифрового неравенства».

В ходе реализации Программы в 2003—2006 годах были завершены в полном объеме и приняты работы по ряду проектов, в рамках которых разработаны и внедрены:

§ кадровый реестр Главы Государства;

§ типовой проект по созданию региональной автоматизированной информационно-аналитической системы на базе Брестской области;

§ единая информационная система контроля за выполнением поручений Главы государства в государственных органах;

§ автоматизированная система формирования информационных ресурсов Государственного кадастра Гомельской области и на ее основе аппаратно-программный комплекс информационно-аналитической системы поддержки принятия решений;

§ пилотный проект типовой информационной системы учета в товаро-транспортной сети «производитель сельхозпродукции — транспортировка — магазин» на базе предприятий Департамента хлебопродуктов Минсельхозпрода;

§ интегрированная автоматизированная информационная система по товарам и услугам, сформирован депозитарий штриховых идентификационных кодов производимой в республике продукции;

§ компьютерный фонд белорусского языка и информационная система «Машинный фонд белорусского языка», включающая словари, официальные наименования белорусских географических единиц, русско-белорусский и белорусско-русский двуязычные машинные словари;

§ автоматизированные информационно-аналитические системы по медицинским направлениям на основе электронной истории болезни.

В целях дальнейшего развития процессов информатизации в Республике Беларусь Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 октября 2006 г. № 1396 утвержден новый состав проектов Программы, дополненный новыми проектами со сроками их выполнения в 2007—2010 годах.

Приоритетами нового состава проектов Программы являются создание базовых информационных ресурсов, их объединение и интеграция с другими информационными ресурсами, обеспечение доступа к ним со стороны физических и юридических лиц.

Реализация нового состава проектов Программы позволит сохранить преемственность в развитии разработок и эксплуатации информационных систем, созданных по проектам Программы в период 2003–2006 годы, и обеспечит комплексный своевременный уровень доступа органов государственной власти и управления, населения страны к государственным информационным ресурсам, развитие рынка информационных услуг.

В 2008 году были завершены работы по 20 проектам программы,из которых наиболее значимыми являются пять проектов.

1. Общегосударственная автоматизированная информационная система, обеспечивающая повышение эффективности функционирования государственных органов. В результате выполнения проекта создана техническая инфраструктура на базе РУП «Белтелеком» на основе защищенной виртуальной сети передачи данных, объединяющей сервера системы и технические средства владельцев базовых информационных ресурсов. Разработаны адаптеры и Интернет-портал для обеспечения доступа к информационным ресурсам госорганов, подсистема ведения общегосударственных классификаторов Республики Беларусь. Подключены базовые и иные информационные ресурсы, имеющие государственное значение: единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Минюста, автоматизированная система «Паспорт» МВД, единый государственный регистр недвижимого имущества Госкомимущества, единый реестр административно-территориальных и территориальных единиц Госкомимущества, государственный реестр плательщиков МНС; централизованный банк данных о документах об образовании, выданных учреждениями образования Республики Беларусь Минобразования.

2. Общереспубликанская база данных для обмена информацией между государственными органами, иными государственными организациями в целях дальнейшей оптимизации работы по обращениям граждан для выдачи справок и других документов на основе заявительного принципа «одно окно». В результате выполнения проекта создана автоматизированная система, обеспечивающая электронное взаимодействие государственных органов и организаций при выполнении административных процедур по принципу «одного окна».

3. Автоматизированная система по сбору сведений от налоговых агентов о доходах плательщиков. В результате выполнения проекта создана общереспубликанская система и обеспечено создание базы данных по сбору налогов от физических лиц — граждан Республики Беларусь.

4. Автоматизированная информационная система идентификации и трассировки сырья и качества сельхозпродукции из него на основе международных стандартов. В результате выполнения проекта автоматизирована товаропроизводящая сеть различных отраслей сельского хозяйства, создана автоматизированная база данных широкой номенклатуры сельскохозяйственной продукции.

5. Программно-аппаратная платформа республиканского удостоверяющего центра инфраструктуры открытых ключей. Разработанная программно-аппаратная платформа имеет возможность взаимодействия с другими ведомственными информационными системами, в которых используется электронная цифровая подпись.

В 2009 году будут выполняться работы, направленные на:

§ решение задач системного анализа и развития процессов информатизации, связанных с реализацией закона «Об информации, информатизации и защите информации», Стратегией развития информационного общества в Республике Беларусь (внесение стратегии на рассмотрение в правительство — 1 квартал 2009 года);

§ решение организационных и технических вопросов, обеспечивающих развитие базового комплекса Общегосударственной автоматизированной информационной системы с целью формирования государственной системы оказания электронных информационных услуг на основе использования единых информационных и платежных систем государственного уровня;

§ участие в выполнении работ по нормативному обеспечению процессов формирования, использования, регистрации государственных информационных ресурсов и государственных информационных систем, оказанию государственных информационных услуг.

В 2009 планируется завершить следующие проекты:

§ «Разработка и развитие автоматизированной информационной системы Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь (АИС ЕГР Развитие)».

§ «Разработать и внедрить Государственную информационную систему персонального учета населения Республики Беларусь».

§ «Разработать стратегию развития информационного общества в Республике Беларусь».

§ «Разработать и внедрить технические решения электронного документооборота Совета Министров Республики Беларусь».

§ Разработать технологию и программные средства построения системы Интернет-ресурсов Администрации Президента Республики Беларусь.

§ «Разработать и внедрить информационно-аналитическую систему Конституционного Суда» .

§ «Создание автоматизированной информационной системы Верховного Суда (АИС Верховного Суда) и ее интеграция с общим информационным ресурсом органов, учреждений юстиции и судов общей юрисдикции».

§ «Разработать технологию и программно-аппаратные средства и на их базе создать автоматизированную республиканскую телемедицинскую систему унифицированного электронного консультирования (РС ТЭК)».

§ «Разработать и создать республиканскую автоматизированную информационно-аналитическую систему «Травма».

§ «Разработать вторую очередь системы «Мингоринфосервис».

§ «Разработать и внедрить автоматизированную систему обеспечения деятельности Государственного секретариата Совета Безопасности Республики Беларусь на основе современных информационных технологий».

§ «Создание интегрированной информационной системы «Электронная оптовая торговля».

§ и другие.

Будут продолжаться работы по проектам:

§ «Модернизировать автоматизированную информационную систему обеспечения деятельности Администрации Президента Республики Беларусь на базе новых программно-технологических решений и создания новых подсистем».

§ «Разработать и внедрить единую автоматизированную систему органов Прокуратуры Республики Беларусь».

§ «Разработать и ввести в эксплуатацию вторую очередь автоматизированной системы информационного обеспечения пограничных войск».

§ «Ввести в промышленную эксплуатацию вторую очередь информационной системы управления Государственного военно-промышленного комитета (ИСУ Госкомвоенпрома). Разработать и ввести в промышленную эксплуатацию третью очередь ИСУ Госкомвоенпрома».

§ «Создать общий информационный ресурс органов, учреждений юстиции и судов общей юрисдикции».

§ «Создать интегрированную автоматизированную систему управления военными комиссариатами»

§ «Создание единой республиканской автоматизированной системы по расчету начислений и учету платежей населения за жилищно-коммунальные услуги».

§ «Развитие информационной системы и базы данных «Конъюнктура цен». Создать интегрированную систему электронного взаимодействия и систему международного обмена информацией».

§ «Создать на базе Национальной книжной палаты Беларуси информационную систему государственной библиографической информации».

§ «Разработать дистрибутив защищенной операционной системы для обеспечения деятельности государственных органов».

Рассматривается вопрос о включении в Программу ряда новых проектов:

§ «Развитие автоматизированной системы обработки информации Аппарата Совета Министров Республики Беларусь — вторая очередь»;

§ «Разработать и ввести в постоянную эксплуатацию межведомственную распределенную информационную систему «Банк данных электронных паспортов товаров»;

§ «Разработать централизованный банк данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без родительской опеки, включая обязанных лиц»;

§ «Разработка второй очереди автоматизированной информационной системы «Взаимодействие», включая: развитие функций электронного взаимодействия государственных органов при постановке на учет субъектов хозяйствования по принципу «одно окно»; автоматизацию процедур взаимодействия при открытии и закрытии субъектами хозяйствования расчетных счетов в банках Республики Беларусь»;

§ «Создать автоматизированную информационную систему местных Советов депутатов (АИС «Местные Советы депутатов»)»;

§ «Развитие национальной системы электронного декларирования в таможенных органах Республики Беларусь на основе реализации электронного декларирования для всех таможенных режимов и разработки новых программно-технических комплексов в составе Единой автоматизированной системы таможенных органов».