Человека
Источники информации о внешнем облике
Ими являются описания неизвестного субъекта во время со-
вершаемого им преступления или скрывающегося с места про-
исшествия, полученные от свидетелей-очевидцев; протоколы
допросов лиц, знавших устанавливаемого человека; фотоальбо-
Глава 7. Криминалистическая габитоско134 пия
мы, фото- и видеотеки, аккумулирующие изображения лиц,
склонных к совершению преступлений; субъективные портреты,
составляемые со слов лиц, видевших или знавших разыскивае-
мого; документы криминалистической регистрации, архивные
уголовные и личные дела арестованных и осужденных, содержа-
щие данные о признаках внешности; опознавательные фотосним-
ки. Некоторую информацию о внешнем облике можно получить из
рентгено- и флюорограмм, стоматологических карт, лечебной
документации, содержащей, например, сведения о перенесенных
хирургических операциях.
К числу источников информации о признаках внешности,
весьма полно ее отображающих, относятся фотоснимки и видео-
записи. Фотографии, прежде всего изготовленные по правилам
сигналитической фотосъемки, традиционно используются в учет-
ных системах: фотоальбомы, фототеки. Любительские и художе-
ственные фотоснимки нередко искажают существенные признаки,
важные для воссоздания внешнего облика, особенно если они
выполнены с техническими погрешностями (например, при не-
достаточном освещении) или отретушированы. Поэтому жела-
тельно иметь несколько фотоснимков, которые позволят соста-
вить адекватное представление о признаках внешности сфото-
графированного субъекта.
Видеокадры наиболее пригодны для изучения динамических
признаков внешности, которые не отображаются на фотоснимках.
В то же время по видеозаписям не всегда удается достаточно
полно выявить признаки элементов лица, особенно индивидуали-
зирующие, если изображение мелкомасштабное или недостаточ-
но резкое.
Источниками информации о внешнем облике человека являют-
ся, кроме того, маски и слепки с погибших людей, используемые
для установления их личности, а также графические и пластиче-
ские реконструкции лица по черепу, выполняемые на основе мето-
дики, разработанной М.М. Герасимовым и его учениками. Методика
заключается в наличии статистически установленных закономер-
ных зависимостей между строением костей человеческого черепа,
толщиной и формой покровных тканей головы и лица. Однако ре-
конструкция не создает точного портрета покойного, в ней не отра-
жаются многие признаки внешности, используемые в качестве
идентификационных (например, строение ушных раковин, конфи-
гурация каймы губ, форма кончика носа, контуры бровей, волоси-
стой части головы и пр.), поэтому реконструкция является отобра-
§ 4. Источники информации о внешнем облике человека 135
жением субъективным, хотя ее основой служит такой объективный
носитель информации о признаках внешности, как череп.
Наиболее часто встречаются описания признаков внешности,
применяемые в ходе раскрытия и расследования преступлений.
Принято разграничивать описание, непосредственно фиксирую-
щее воспринимаемые признаки и опосредованное, которое со-
ставляется со слов очевидца. И то, и другое должно быть упоря-
доченным, то есть базироваться на унифицированной термино-
логии. В его основе — метод словесного портрета, в соответст-
вии с которым описание производится по определенным прави-
лам.
Описание построено на мысленном образе человека, которого
наблюдал очевидец. Образ этот со временем утрачивает свою
полноту, иногда искажается под влиянием условий его воспри-
ятия и сохранения. Такие описания часто имеются в протоколах
допросов, причем в формулировках допрашиваемого, а не в тер-
минах словесного портрета, которые не всегда понятны очевид-
цу. Поэтому при допросах, уточняя показания, полезно использо-
вать наглядные пособия, представляющие собой комплекты фо-
тоснимков людей с различной внешностью, а также схемы, иллю-
стрирующие части, детали одежды, обуви и носимых вещей. Упо-
рядоченные описания обычно содержатся в регистрационно-
учетных документах и даются в терминологии словесного портре-
та.
Наглядное представление о признаках внешности, содержа-
щихся в мысленном образе, позволяет сформировать так назы-
ваемый субъективный портрет, под которым понимается изобра-
жение лица, в достаточной степени соответствующее представ-
лению очевидца о внешности неизвестного с помощью специаль-
ных методик и необходимых технических средств. В современной
криминалистической практике чаще других используются рисо-
ванные, рисованно-композиционные _____и фотокомпозиционные
субъективные портреты.
В качестве рисованных портретов используются штриховые и
полутоновые рисунки лица, фигуры человека, создаваемые про-
фессиональными художниками со слов свидетелей-очевидцев и
потерпевших. Рисованно-композиционные портреты составляют
из типизированных рисунков элементов лица, включенных в спе-
циальные комплекты. Рисунки элементов головы и лица (причес-
ки, брови, глаза, носы, губы, подбородки, ушные раковины, мор-
щины и складки кожи, а также сопутствующие элементы (голов-
ные уборы и очки) изготовлены на прозрачных пленках (диапози-
Глава 7. Криминалистическая габитоско136 пия
тивах). Их изображения выбираются из комплекта и вносятся в
портрет по указаниям очевидца. Фотокомпозиционные портреты
монтируют из снимков конкретных лиц, не причастных к событию
преступления, и из фрагментов этих снимков. В завершенном
виде такие портреты выглядят как обычные фотоизображения.
Развитие электронно-вычислительной техники, внедрение в
криминалистическую практику персональных компьютеров позво-
лило автоматизировать поиск изображений в комплектах и мон-
таж портретов. Разработаны специальные компьютерные систе-
мы, широко применяемые для изготовления субъективных порт-
ретов.