Применение светофильтров.

При фотографии пейзажа фильтры применяются чаще всего при съемке на черно-белую пленку. В этом случае они служат для разделения некоторых цветов, которые иначе могли бы получиться на монохромной эмульсии в виде близких оттенков серого. Чтобы понять, как происходит это разделение, необходимо пояснить принцип действия фильтров.

Почему все вокруг выглядит зеленым, когда мы смотрим сквозь зеленый фильтр? Причина этого в том, что фильтр пропускает главным образом свет того цвета, какой имеет он сам, поглощая при этом другие цвета, которые в совокупности дают белый свет; особенно поглощаются лучи того цвета, который является дополнительным к цвету самого фильтра. Поэтому при установке фильтра на объектив предметы одного с ним цвета экспонируются в большей степени, чем остальные, а предметы дополнительного цвета получают минимальную экспозицию. Если применяемый фильтр, например, зеленый, то зеленые предметы получатся на негативе более темными и более светлыми на снимке, отпечатанном с этого негатива. При этом предметы красного цвета станут более темными (строго говоря, дополнительным цветом для зеленого является пурпурно-красный, но для цветов, близких по длине волны к дополнительному, картина почти одинакова). Сказанное позволяет сформулировать эмпирическое правило, которое дает возможность заранее знать результат применения каждого фильтра: фильтр осветляет свой собственный цвет и делает более темным дополнительный.

Вероятно фотографы-пейзажисты чаще всего применяют фильтры для того, чтобы «вернуть» на черно-белый снимок облака, утраченные из-за передержки неба. В соответствии с приведенным выше правилом установка желтого фильтра сделает голубое небо более темным, и белые облака будут отчетливо выделяться на его фоне. Такой фильтр также позволяет ослабить дымку, которая часто затягивает перспективу ландшафта или морскую даль. Он придает пейзажу вполне естественный вид, близкий тому, который мы видим. Оранжевый фильтр оказывает аналогичное, но более сильное действие, придавая небу драматичность и еще более рассеивая дымку. Красный фильтр доводит оказываемое действие до крайней степени и превращает голубое небо почти в черное, на котором резко выделяются облака, создавая впечатление надвигающейся грозы. Фильтры других цветов можно с успехом применять для разделения на снимке других оттенков. Например, зеленый фильтр позволяет сделать более светлыми листья, которые без него приобрели бы на снимке тот же оттенок серого, что и ветви. В основном действие фильтров строго соответствует приведенному выше эмпирическому правилу ослабления и усиления цветов, но известен единственный случай, когда наблюдается противоположный эффект. Имеется в виду применение красного фильтра при съемке зеленой листвы. В соответствии с правилом зеленый цвет должен получиться на окончательном отпечатке гораздо более темным, чем без фильтра; на самом же деле картина получается прямо противоположной из-за так называемого эффекта Вуда. Обычно зеленые предметы отражают лучи того же цвета и поглощают другие цвета, поэтому-то они и выглядят зелеными. Цвет растений и листьев обусловлен содержанием в них хлорофилла, а это вещество, несмотря на свой зеленый цвет, обладает необычным свойством отражать значительное количество света в красной области спектра (и в инфракрасной тоже). Поэтому, хотя человеческий глаз воспринимает листья зелеными, они на самом деле отражают значительное количество красных лучей, и пленка это улавливает. Когда на фотоаппарат устанавливается красный фильтр, он действует по отношению к растениям и листьям так, как если бы они были окрашены в красный цвет. Вот почему тон их получается более светлым, а не темным. Конечно, когда фильтры поглощают свет, они не только влияют на цвет, но и уменьшают интенсивность пропускаемого света. Поэтому применение фильтров означает увеличение экспозиции. К сожалению, экспонометры более чувствительны к одним цветам, нежели к другим, следовательно, вы не можете полагаться на то, что с фильтром система ТТЛ установит совершенно правильную экспозицию автоматически. Поэтому лучше сначала сделать измерение без фильтра, а потом увеличить экспозицию на заранее известную величину. Эта величина называется кратностью фильтра; значение кратности указывается изготовителем на каждом фильтре. Если фильтр имеет кратность 2х, то это означает увеличение экспозиции на одно деление (одну ступень) диафрагмы; при кратности Зх требуется увеличение на 11/2 ступени, кратность 4х означает увеличение экспозиции на две ступени и т. д. В этом состоит еще одна причина того, что аппарат с ручной регулировкой экспозиционных параметров больше подходит для пейзажной съемки. При отсутствии такой возможности необходимо применять другие методы, о которых говорилось выше в разделе, посвященном экспозиции.

Фильтры применяются также и в цветной фотографии. Фильтры, предназначенные для черно-белой съемки, о которых говорилось выше, могут использоваться для придания общего оттенка снимку с целью получения особых эффектов (например, оранжевые или красные фильтры применяются для передачи красок заката), но в целом их плотность слишком велика для использования в сочетании с цветными фотоматериалами. Фильтры, предназначенные специально для цветных пленок, гораздо бледнее и обычно применяются для коррекции цветовых оттенков. Особый интерес для пейзажной съемки представляют следующие типы фильтров: ультрафиолетовые (УФ) - практически бесцветные; применяются только для поглощения ультрафиолетовых лучей, которые создают легкую голубую дымку над широкими пространствами моря или суши; «скайлайт» - светло-розовый фильтр для съемки неба и облаков; уменьшает голубой оттенок, который создается в ясную погоду большими участками синего неба; фильтры серии 81 соломенного цвета; серия включает шесть разновидностей фильтров разной кратности; самые распространенные - 81 А, 81 В и 81 С; применяются при съемке в облачную или дождливую погоду для устранения общей голубизны изображения; делают тона снимка более теплыми; в ясную погоду фильтры этой серии также можно применять для ослабления голубого оттенка, появляющегося иногда на теневых участках; светло-голубой фильтр 82 А; применяется для ослабления теплого оттенка, появляющегося при съемке ранним утром или вечером; однако именно этот оттенок может стать самым интересным элементом снимка, сделанного в указанное время, поэтому фильтр 82 А не относится к числу существенных при пейзажной съемке; оранжевый фильтр 85 В; позволяет применять при дневном освещении пленку типа В, предназначенную для съемки при освещении лампами накаливания; с помощью этого фильтра фотограф может в случае необходимости снимать днем на цветную пленку, предназначенную для искусственного освещения; фильтр 85 применяется с такой же целью, но в случае съемки на редко используемую пленку типа А, предназначенную для освещения перекальными фотолампами. При съемке пейзажа (как на черно-белую, так и цветную пленку) кроме перечисленных применяются фильтры еще двух типов: поляризационный и нейтральный. Чтобы понять действие поляризационного фильтра, обратимся к природе самого света. Представим себе световые лучи в виде ряда длинных тонких цилиндров. Внутри этих цилиндров лучи совершают колебания в разных плоскостях. Когда эти колебания происходят только в одной плоскости, говорят, что свет поляризован. Поляризация происходит естественным образом в потоке света, отраженном от неметаллических поверхностей, таких как стекло или вода. Голубое небо также является источником поляризованного света, который образуется в результате взаимодействия солнечных лучей с присутствующими в атмосфере частицами; правда, когда свет от неба падает на какой-либо предмет, то он опять превращается в обычный неполяризованный свет. Свет может быть также поляризован с помощью фильтров. Если поляризационный фильтр направить на источник поляризованного света и поворачивать его, то можно найти такое положение, в котором фильтр поглощает весь поляризованный свет. Поэтому такой фильтр можно применять для затемнения голубого неба, свет от которого поляризован, не оказывая никакого влияния на пейзаж (который хотя и освещается небом, но отражает неполяризованный свет). Поляризационный фильтр позволяет также фотографировать сквозь толщу воды, например чтобы сделать более светлыми предметы, находящиеся на дне реки (которые освещаются обычным светом); при этом устраняются помехи, создаваемые светом, отраженным от поверхности (и состоящим из поляризованных лучей). При съемке пейзажа после дождя поляризационный фильтр уменьшает отражение от водяных капель, которое разбавляет цвета, и тем самым придает цветам насыщенность. Степень поляризации зависит от угла между направлением аппарата и фотографируемой поверхностью, достигая максимума при величине угла 30-40°. Поляризация света от неба достигает максимума примерно при таком же значении угла между аппаратом и направлением солнечных лучей. Нейтральные фильтры используются для частичного поглощения света, тем самым увеличивая время экспонирования. Они могут пригодиться при съемке пейзажа в том случае, если фотограф хочет использовать большую диафрагму для получения небольшой глубины резкости, а время дня таково, что свет слишком яркий даже при минимальной выдержке. Такие фильтры можно применять при увеличении выдержки до нескольких секунд при ярком дневном свете с целью получения, например, смазанного изображения движущейся воды. Нейтральные фильтры выпускаются разных плотностей и маркируются либо с указанием кратности, определяющей необходимое увеличение экспозиции, либо оптической плотности, выражаемой через десятичный логарифм коэффициента поглощения, т. е. процентного количества поглощенного света. Следовательно, фильтр N0 50 поглощает (и пропускает) половину падающего света и его применение требует увеличения экспозиции в два раза; такая маркировка равнозначна указанию кратности 2х. Фильтры можно комбинировать, если необходимы особенно длительные выдержки; требуемая экспозиция рассчитывается путем сложения оптических плотностей применяемых фильтров или перемножения чисел, указывающих их кратность. Однако если вы действительно попытаетесь применить несколько таких фильтров при особенно длительном экспонировании, то помните о возможности отклонения от закона взаимозаместимости1, что потребует еще более длительного экспонирования, чем диктуемое общей кратностью светофильтров. Метод проб и ошибок с одновременным применением экспозиционной вилки обычно дает требуемые результаты; для начала попробуйте увеличить диафрагму на одно деление при выдержке 1 с, на два деления при выдержке от 1 до 10 с и на три деления при выдержках до 100 с. 1Закон взаимозаместимости утверждает, что воздействие света на пленку не изменится, если при постоянной экспозиции пропорционально изменять ее составляющие - освещенность фотослоя и время экспонирования. Однако для фотопленок общего назначения этот закон не соблюдается, если время экспонирования (выдержка) слишком мало (менее 1/1000 с) или слишком велико (более 1 с), и такие отклонения требуют введения поправок в реальную экспозицию. - Прим. ред. Все фильтры, о которых говорилось выше, являются фильтрами в прямом смысле слова, т.е. они действительно ослабляют, или отфильтровывают, некоторые составляющие света. Однако есть еще одна группа фильтров, которые следовало бы назвать оптическими приборами: они не отфильтровывают свет, а изменяют его, создавая различные специальные эффекты, например звездные блики на ярко освещенных участках объекта или многократное повторение изображения в пределах одного кадра. Более подробно эти устройства рассматриваются в главе, посвященной особым приемам съемки.

 

 

Лекция 4. Основные технологии обработки и печати фотоизображений

4.1. Основы технологии обработки фотоизображений

4.2. Технологические особенности черно-белой и цветной

фотопечати

4.3. Цифровая обработка и печать фотоизображений

 

Литература

1. Березин В.М. «Массовая коммуникация: сущность, каналы действия» М: Рип-холдинг,2003

2. Дыко Л.П. «Основы композиции в фотографии» М: Высшая школа, 1989

3. Тертычный А.А. «Жанры периолической печати: учебное пособие» М.,2000

4. Интернет сайты: www.photoweb.ru,www.photo.ru,www.torama.ru,www.photographic.ru,www.fotodelo.ru

 

I. Основные способы обработки и печати фотоснимков

 

Как же хорошо и просто было в старые времена. Фотограф не был обременен,избалован фототехникой, и мысль его была обращена к творчеству. Лишь изредка им посылалось «неодобрительные отзывы» в сторону никудышной пленки, нерезкого объектива и темного вилоискателя. Однако альтернатив не было, и волей-неволей приходилось «уединяться» с фотоувеличителем в темной комнате, печатать замечательные фотографии, побеждать на конкурсах и мечать о светлом будущем и фантастической технике, которая сделает все сама.

Итак,будущее наступило,фотограф, облаченный в сверхсовременные фотографические «валенки», со скоростью три кадра в секунду запечатлевает каждый «прыщик» на теле матушки Земли. Количество переходит в качесво? Нет. И если масса сделанных снимков резко выросла,то количество напечатаннных фотографий, наоборот, снизилось, те, кто раньше был вынужден ходить в фотолабораторию с пленкой, теперь «сливают» снимки в компьютер, где они и копятся. Итак, в чем же состоит проблема?

Для начала определимся с тем, что мы называем фотографией. Фотография – это предмет нашей гордости, поиска, результат творческого и технического труда. То есть, пока фотография не напечатана, говорить о том, что она готова, нельзя. И негатив, и цифровой файл – это все предтеча фотографии. Негатив можно по-разному напечатать (особенно ч/б), тут все зависит от трактовки сюжета самим автором, а файл – обработать.

 

Материалы для фотографии

 

Светочувствительные материалы

 

Существуют вещества, сохраняющиеся без изменения в темноте, но тотчас же изменяющиеся, как только на них попадает свет.

Применяемые в фотографии в качестве исходных материалов светочувствительные слои – это тонкая желатиновая пленка, в которой находится очень большое количество мельчайших частиц галоидного серебра, чувствительного к свету. Так как этот слой сам по себе очень тонок и непрочен, он наносится на прочную подложку: на стекло (фотопластинки), на целлулоид (фотопленка и кинопленка), на бумагу (фотобумага).

По назначению светочувствительные материалы (или фотоматериалы) делятся на негативные, исползуемые для съемки, и позитивные, служащие для изготовления отпечатков.

 

Негативные материалы

 

Фотографические пластинки и плени различаются по светочувствительности, контрастности, спекторальной чувствительности; эти их свойства обозначаются на упаковке. Светочувствительность (чувствительность к воздействию белого света) – важнейшее качество негативных материалов; чем она выше, тем короче нужна выдержка при съемке.

Начинающему фотолюбителю, снимающему в благоприятных световых условиях, лучше пользоваться негативными материалами низкой, малой и средней чувствительности. К выссокочувствительным фотоматериалам прибегают лишь в затруднительных по световым условиям случаях: при фотографировании быстро движущихся объектов в пасмурную погоду, при моментальных съемках в помещении, но такие съемки для начинающего преждевременны. Контастность негативного материала – это его способность давать негативные изображения с большей или меньшей достижимой разностью между самым темным и самым светлым участками. По степени контрастности негативные материалы бывают особо мягкие, мягкие, нормальные, контрастные, особо контрастные, сверхконтрастные.

 

Позитивные материалы

Фотографические бумаги подразделяются на 2 категории:

 

  1. бумаги с видимым печатанием, или дневные, дающие при контактном печатании на дневном свету в течение сравнительно продолжительного времени видимое изображение, закрепляемое обработкой в растворе вираж – фиксажа;
  2. бумаги с проявлением дающие при печатании на искусственном свете в течение нескольких секунд скрытое изображение, проявляемое так же, как на пластинках и пленках.

 

Бумаги с видимым изображением давно уже полностью вытеснены из промышленной и профессиональной практики бумагами с проявлением: последние позволяют работать несравнимо быстрее, лучше сохраняются, пригодны для увеличений. Дневные фотобумаги исчезают и из фото любительского обихода,и мы не будем останавливаться на них.

 

 

Особенности цифровой фотопечати.

 

Цифровая фотопечать – современный и быстрый спопоб печати фотографий. Сочетание компьютерных технологий с цифровой фотопеатью позволяют на лету улучшить качество фото – изменение яркости, контраста, ретушь, удаление дефектов, артефактов, можно добавить различные спецэффекты, например, рамку или дополнительные детали. Достоинством цифровой фотопечати является качество отпечатка, длагодаряр высокому разрешению. Цифровая печать позволяет произвести контрольный оттиск, который даст представление о качестве типографского изделия,цветопередаче а при необходимости сразу же провести коррекцию.

Современным направлением, методом создания и тиражирования печатных изделий является оперативная цифровая полиграфия. Об ее преимуществах говорит уже само название. Рассмотрим их.

 

1. Короткие сроки. Цифровая полиграфия – это срочная печать различных видов печатной продукции. При значительном ограничении во времени и необходимости получить дополнительные тиражи визиток, листовок или буклетов цифровая печать приходит на помощь. Высокая скорость подготовки к печати и сама оперативная печать позволяет изготовить дополнительные тиражи даже в присутствии заказчика.

2. Изготовление любых тиражей. Цифровая оперативная полиграфия позволяет получить то количество печатного материала, которое необходимо в данной ситуации. Для изготовления больших тиражей печатной продукции, не требующей полноцветной печати применяется тиражирование на ризографе. Тиражированиие на ризографе идеально для изготовления объявлений, прайс-листов, листовок, брошюр, сертификатов.

3. Высокое качество и полноцветность цифровой фотопечати.

Цифровая плиграфия позволяет передать всю цветовую палитру и дает возможность получить мельчайшие детали, т.е. цифровая печать имеет высокую разрешающую способность.

4. Легкость и широкое дизайнерские возможности допечатной подготовки. Высококвалифицированные дизайнеры, используя современные дизайнерские програмы, воплотят на бумаге самые смелые фантазии заказчика. Компьютерная обработка изображений, исользование визуальных эффектов, огромного банка различных изображений сделает печатную продукцию интересной и незабываемой.

5. Возможность использования для оперативной печати любой бумаги – различной плотности и форматов, разнообразной текстуры, применение дополнительных приемов для обработки бумаги – тиснение, фольгирование, шелкография.

6. Цифрровая полиграфия позволяет создавать любую печатную продукцию. Широкое применение имеет цифровая печать листовок, визиток, буклетов, брошюр, плакатов, постеров, наклеек, этикеток и много другого.

7. Дополнительное тиражирование не требует вновь проводить допечатную подготовку. Вся информация находится на электронных носителях. Основной задачей является правильная настройка цифровой фотопечати, которая приведет к отличному результату.

 

Все эти особенности делают цифровую оперативную полиграфию более популярным методом печати,более дешевым и качественным, по сравнению с существующими, например, с офсетной. А современное оборудование позволяет улучшать и без того замечательные показатели цифровой фотопечати.

 

 

II. Компьютерная обработка фотоизображения

 

Увы,(Для Pc-ненавистников),она неизбежна. Будь у вас пленочная, лиюо цифровая камера обрабатывать снимки вам все равно придется. Исклюсение: Срочная съемка на выезде цифровой фотокамерой для ежедневной газеты или информационного агенства. Тогда ваша задача лишь скачать снимки на PC и переслвть их по линии скоростного доступа к Интернету.

Отснять репортаж и сдать его в сыром необработанном виде в редакцию, также аморально, как родить ребенка, а выкармливать его, подбросить чужой тетке. Даже если ребенок и вырастит путевым, то вашим он будет лишь отчасти. Поэтому, для фотокора обязательно отличное знание возможностей программы Photoshop и он должен обладать хорошими навыками пользователя. Замечу, что чем лучше вы знакомы с теорией фотографии, тем легче будет осваивать программу. Знание английского тоже не помешает.

Итак, минимум, который необходимо сделать при обработке снимка для газеты:

А) Сохранить его копию в формате jpg с именем, по принятой в редакции или у вас лично схеме.

Б) Уточнить границы кадра (композицию), т.е. обрезать лишнее.

В) Оценить гистограмму изображения. При необходимости ее можно изменить.

Г) Подогнать контраст и яркость всего изображения или его наиважнейших участков

Д) Произвести коррекцию цветового баланса или перевести изображение в ч/б.

Е) Выставить разрешение 144-200 dpi и уменьшить размер изображения, если известно, каким оно будет на полосе.

Ж) Увеличить/уменьшить резкость полностью или отдельных фрагментов изображения.

З) Сохранить файл со сжатием, не дающим видимых атерфактов на мониторе при 100% увеличении. (Снимок должен быть приемлимого качества при минимальном размере файла)

Противопоказания:

- не уничтожайте исходный, необработанный файл

- не сканируйте фотографию с разрешением больше 400 dpi (в большинстве случаев это бессмысленная трата времени и ресурсов)

- не ленитесь прикладывать к фото пояснения, если они важны (можно в цифровом и в бумажном виде)

 

Только на этой стадии проявляются все богатейшие возможности цифрового процесса. Как и в традиционной фотографии, здесь существует множество технических приемов и специального оборудования, которые помогут вам превратить снимки в отпечатки. В этом разделе мы сначала ознакомимся с простыми техническими приемами, родившимися еще в пленочной фотолаборатории, а затем перейдем к специальным цифровым приемам обработки изображений.

ПРОГРАММЫ
Основной инструмент, которым пользуется фотограф при работе с цифровыми изображениями, - это программа-фоторедактор. Такие программы позволяют творчески обрабатывать фотографии и вносить в них необходимые изменения.
Существует множество различных программ для редактирования изображений. В основном они делятся на три категории - программы начального уровня, среднего уровня и профессионального уровня.

Начальный уровень
Пакеты этого типа отличаются крайней простотой в работе. Они легко решают основные задачи и имеют удобный простой интерфейс. Такие программы дают возможность даже детям и начинающим легко и просто переносить изображения из камеры или сканера в компьютер, вносить в них несложные изменения, а затем выводить на печать. У некоторых из них есть специальные "мастера" подсказок или автоматические пошаговые инструкции для создания поздравительных открыток, плакатов и наклеек. С ростом интереса к Интернету в эти программы включается все больше функций для размещения изображений во Всемирной паутине. На первых порах вполне можно работать с этими простыми программами, особенно потому, что стоят они значительно дешевле, а зачастую и вообще бесплатно прилагаются к фотокамере или сканеру. Впрочем, у простоты есть и оборотная сторона - простота в работе обычно подразумевает ограниченность возможностей. Когда такая программа используется строго по назначению, ее ограниченность не очень заметна. Однако стоит попытаться применить более сложный технический прием, и вы почувствуете раздражение, обнаружив, что некоторые настройки программы нельзя изменить для того, чтобы добиться желаемого результата. Правда, за последние годы возможности таких пакетов начального уровня значительно расширились. Поэтому мы считаем, что есть смысл набить руку на этих дешевых программах, прежде чем тратить большие деньги на более сложные пакеты.

Средний уровень
Программы этой категории предоставляют больше различных возможностей и инструментов, и потому позволяют более творчески подойти к делу. Именно эта категория бурно захватывает рынок программ для редактирования изображений. Нередко программы, появившиеся сначала в начальном сегменте потребительского рынка, по мере усовершенствования и усложнения перемещаются в эту промежуточную группу. Вообще говоря, программные пакеты этого уровня могут предоставить тем, кто работает с цифровыми изображениями все, что нужно. Такие программы обладают большинством функций и возможностей профессиональных программ, в то же время они не так ограничены, как программы первой ступени. Разница, конечно, есть. За Photoshop надо выложить в пять раз больше, чем за Photosuite. Набор функций у программ этой группы, естественно, не так широк, возможности пользователя по настройке опций не столь велики, но в целом эти программы отлично выполняют свои функции. Когда вы почувствуете, что программа, которая входила в комплект вашего сканера, ограничивает ваши возможности, это значит, что пора переходить к программам среднего уровня.

Профессиональный уровень
К этой категории принадлежат лучшие редакторские программы. Именно здесь можно найти программы, буквально напичканные функциями, инструментами и фильтрами.
С другой стороны, такой широкий набор всевозможных опций затрудняет обучение. Еще сложнее овладеть этими программами в совершенстве. Такими программами постоянно пользуются профессионалы, работающие в различных отраслях. Гибкость и огромный набор инструментов редактирования делают их незаменимыми для фотографов, работающих в самых различных областях - в медицине, прессе, портретной фотографии и в рекламе.
В этом секторе рынка программа Abode Photoshop всегда играла лидирующую роль, однако за последние годы она заняла просто-таки доминирующее положение, став тем образцом, которому остальные программы пытаются подражать. Сейчас вряд ли кто будет отрицать, что по всем параметрам это очень зрелый программный продукт. Если учесть, что каждые 12 месяцев фирма Abode обновляет свой флагманский пакет, становится понятно, почему остальным программам трудно конкурировать с этим продуктом. А хорошая сочетаемость программы Photoshop с так называемыми настольными издательскими системами и программами для подготовки он-лайновых публикаций означает, что уже не только фотографы поют ей дифирамбы.
Если вы собираетесь заниматься фотографией профессионально, то вам ничего не остается, как перепрыгнуть через две первые категории редакторских программ и сразу с головой нырнуть в какой-либо профессиональный пакет.

ОКНО В НОВЫЙ МИР
Интерфейс - это связующее звено между пользователем и программным продуктом. Каждая программа отличается от другой, но все же большинство содержит окно программы (рабочее пространство), набор инструментов, выложенных на панели инструментов, и систему меню. По краям экрана могут быть и другие маленькие окна. Обычно их называют диалоговыми окнами или панелями. Они содержат дополнительные настройки для тех инструментов, которыми вы в данный момент пользуетесь. Программы настолько усложнились, что сейчас на экране могут находиться сразу несколько различных панелей меню и инструментов, которые просто закрывают картинку, с которой вы работаете. Фотографы решают эту проблему, работая с мониторами больших размеров или пользуясь сразу двумя мониторами: один - для инструментов и диалоговых окон, а второй - для изображений. Большинству из нас такая роскошь не по карману, и потому надо с самого начала научиться организовывать экран так, чтобы можно было наилучшим образом видеть главное - изображение.