Понятие девиантного поведения

Девиантным поведением (от лат. deviatio – отклонение) считают поведение человека или социальной группы, противоречащее распространенным в обществе или социальной группе нормам, правилам поведения, стереотипам, ожиданиям, ценностям.

Понятие девиации неразрывно связано с понятием нормы. Отклоняющееся поведение может быть расценено как таковое только в обществе, в котором существуют нормы и правила, регулирующие общественные отношения, устанавливающие границы допустимого поведения отдельного человека, социальной группы или организации, определяющие характер взаимоотношений, а также ориентирующие на определенные цели и способы их достижения.

Часть норм предписывает нам, что мы должны делать (например, соответственно относиться к детям, вставать под звуки национального гимна, поздравлять родителей в дни праздников). Другие нормы указывают, что мы не должны делать (например, не стоит красть, нельзя убивать, не желательно громко напевать песню во время лекции). Подобные нормы вырабатываются в течение длительного времени и являются результатом общественного выбора соответствующего и необходимого поведения, его наиболее удобной и рациональной модели. В дальнейшем утвердившиеся нормы охраняются обществом, а к нарушителям применяются соответствующие санкции.

Однако нормы не являются чем-то застывшим, раз и навсегда данным. Они, также как и само общество, подвержены изменениям. Соответственно меняется и оценка социальных отклонений, определенные виды моделей поведения входят в норму, одновременно с этим появляются новые виды девиации. Все это делает девиацию относительным явлением. Она относительна как по отношению к исторической эпохе, так и к культуре общества.

Так, например, такое явление, как геронтоцид (убийство стариков), которое современным обществом однозначно рассматривается как девиантное, с точки зрения ряда первобытных культур воспринималось как вполне нормальное явление, вызванное вполне реальными экономическими причинами (нехватка продуктов питания).

Также, одно и то же поведение может рассматриваться как нормальное и как девиантное в рамках одного общества и одной исторической эпохи, но с точки зрения разных субкультур. Так, например, всем известный персонаж английской истории - Робин Гуд – для бедняков был героем, а для богатых – разбойником и грабителем (собственно говоря, девиантом). Подобные примеры в большом количестве можно отыскать и в современном обществе. К примеру, убийство на войне поощряется и даже вознаграждается, однако в мирное время подобные действия наказуемы.

Действительно, все это делает девиацию весьма относительным явлением, зависящим от общественных оценок. Она не может рассматриваться в отрыве от конкретной культуры, ее ценностных установок и социальных ожиданий.

Однако даже в этой плоскости оказывается достаточно трудно разграничить нормальное и девиантное поведение, поскольку зачастую эта оценка бывает ситуативной (из-за неопределенности социальных ожиданий и разногласий по поводу понимания норм). Особенно усложняется задача поиска грани между «нормальным» и «девиантным» поведением в условиях переходных обществ, поскольку такие периоды сопровождаются интенсивной ломкой старых норм и становлением новых. В таких условиях рядовой человек оказывается растерянным. Он не понимает или не знает, что же можно себе позволить в новых условиях, а что нет. А в ситуации, когда индивид не желает или не может следовать нормам, возникает аномия – отсутствие четкой системы социальных норм, нарушение единства культуры, вследствие чего поведение людей перестает соответствовать идеальным общественным нормам. Это ситуация, по определению Э.Дюркгейма, «когда никто не знает точно, что является возможным, а что невозможным, что – справедливым, а что – несправедливым; нельзя указать границу между законными и чрезмерными требованиями и ожиданиями, и потому каждый чувствует за собой право претендовать на все».

Не менее проблемной оказывается и оценка роли девиантного поведения в жизни общества. Долгое время в научной литературе внимание акцентировалось прежде всего на таких видах девиантного поведения, как пьянство, алкоголизм, наркомания, проституция, уголовная преступность, суицид. То есть, речь велась прежде всего о негативно оцениваемых обществом явлениях – о пороках человечества, которые подрывают основы общества, деформируют социальные ценности, ведут к распаду личности и, в конечном итоге, создают угрозу нормальному существованию общества.

Однако в последнее время все больше внимания уделяется «светлым» сторонам девиации, ее креативному потенциалу. Так, среди девиантов могут оказываются гении, поведение и образ жизни которых нередко не соответствует социальным ожиданиям, но тем не менее они вносят огромный вклад в развитие человечества. Не менее отклоняющимися от нормы выглядят действия новаторов, которые экспериментируют с новыми моделями поведения. В случае удачи модель распространяется и утверждается в обществе, демонстрирует необходимость замены старых норм, отживших ценностей и стереотипов. Особенно интенсивными становятся эти процессы в условиях социальных изменений, революций, реформ и т.д.

Все это свидетельствует о том, что явление девиации – неоднозначно. Не существует универсального набора критериев, по которым можно было бы четко разграничить девиантное и нормативное поведение. Невозможно однозначно оценить, чем девиация является для общества – «злом», «болезнью» или «благом», «новаторством», ориентированным на перспективу развития.