Период гражданских войн – 133-30 гг. до н.э.

Социальные гарантии - это система обязательств государства перед своими гражданами по удовлетворению их социальных потребностей.

Выделяют следующие элементы системы социальных гарантий:

 

1. Гарантии равного доступа к социально приоритетных благ.

2. Гарантии занятости, индивидуальной предпринимательской деятельности.

3. Гарантии доступа работника к процессам принятия управленческих решений.

4. Гарантии распределения по труду, получения прибыли на основе приемлемых средств и источники их формирования.

5. Гарантии равного доступа к рынкам товаров и услуг.

6. Гарантии в сфере потребления.

7. Гарантии обеспечения экологической безопасности для нормального воспроизводства жизни членов общества.

8. Гарантии защиты гражданских свобод каждой личности.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Перечислите основные факторы, влияющие на размер спроса на труд.

2. Перечислите основные факторы, влияющие на размер предложения трудовых услуг.

3. Исходя из каких условиях анализируется рынок труда в классической теории?

4. Исходя из каких условиях анализируется рынок труда в кейнсианской теории?

5. Какие вы знаете показатели уровня жизни людей? Охарактеризуйте их.

6. В чем вы видите различия между физиологическим и социальным прожиточным минимумом?

7. Что такое доходы населения? Какие вы знаете источники поступления доходов?

8. Что представляет собой минимальная заработная плата? Какова ее основная функция?

9. Что показывает кривая Лоренца? Коэффициент Джини?

10. Какими принципами должен руководствоваться государство при осуществлении социальной политики?

11. Назовите мероприятия, предпринимаемых государством для поддержания определенного уровня жизни граждан стран

Гражданские войны и революции – всегда кризис и резкое оботрение противорчий. Кризисные явления были и в экономике и в соц., и в полит., и в идеологии.

Начнём с экономики:

Работ о развитии рабства очень много у антиковедов советского периода – связано с формационным подходом.

Главное – полное развитие рабства как хозяйственной системы – в Риме рабы были основой производство. Во 2-1 вв. до н.э. – огромный численный прирост – например в 168 после завоевания малонаселённого Эпира – 150000 человек было обращено в рабство, а таких компаний было множество. В 177 г. – карательная экспедиция на Сардинию – 80000 сардов – только в Рим – цены на рабов настолько упали, что поговорка была «дешев как сард» - правда они были дикие и тупые. Тем более, что римляне охотно позволяли сожительствовать рабам и рабыням – дети – рабы господина – большая часть рабов были дикими и свободолюбивыми – надо вырастить рабов. Даже в самом бедном хоз-ве были 2-3 раба. В поместьях средней руки – 15-20-30 рабов, в больших – сотни, иногда до 1000чи, хотя это было не характерно. Но ещё большее кол-во рабов – в домашнем хозяйстве. Уже с 3-его века ни один приличный дом не мог обходиться без несольких десятков, а иногда и сотен домашних рабов. Цицерон даже обвинял одного противника в том, что у него мало рабов. Гораций высмеивал другую крайность – 200 домашних слуг – он пол дня придумывал им работу. Домашние рабы – очень разноплановые – и просто слуги, и воспитатели, и переписчики, рабы номенкляторы – знал в лицо каждого знатного римлянина – подсказывал имя, бывшие гладиаторы – охрана – могло быть несколько десятков, носильщики – 4-6-8 носильщиков – так что 1-2 сотни слуг – не удивительно.

Вместе с тем, рабский труд не вытеснил полностью труд свободного человека – в основном физический (кроме земледелия – это считалось достойным).

Положение рабов было в основном крайне тяжёлым, хотя многие рабы не желила свободы – не знали что с ней делать и как прокормить себя. В формуле «раб – говорящее орудие труда» - всё. Власть господина – абсолютна – в период республики не было никаких ограничений. Первое восстание сицилийских рабов началось в доме жесточайшего богача домофила – его самого зверски замучили. Но у господина была дочь – она защищала рабов, лечила и т.д. – ей дали денег и провели до ближайшего города – Диодор, описывая эти события, показывает, что у них тоже есть представление о добре и зле.

Стариков не лечили – выгоняли, убивали. В центре Рима есть остров эскулап – туда отводили больных рабов. До эпохи империи, если раб выздоравливал – обратно к господину (Клавдий это запретил).

В экономике - рост крупного землевладения и упадок мелких хоз-в. Земля считалась главным богатством – её можно было взять из мелких крестьянских хозяйств. Последней попыткой перераспределения земли – при Гракхах. Развитие рабства способствовало азвитию средних и рупных хозяйств. Прекрасное описание оставил Марк Порций Катон – в трактате о земледелии. Ориентироваться хоз-ва могли как на рынок, так и на потребности своего или соседних поместий. Хоз-ва были комплексными, в т.ч. и зерновое пр-во, виноград, оливки, овощи, фрукты. За средним поместьем следило не больше 15-ти рабов.

Крупные хоз-ва назывались латифундии – они чаще всего были рассеянными – не в одном месте. Постепенно входили в моду поместья для отдыху, удовольствия и т.д.

Деньги вкладывали и в другие сферы – ростовщичество, торговый капитал – огромное развитие. С конца 3-его века укрепилось сословие всадников, которое занималось финансированием римского государства. Шла борьба между откупщиками, лоббировали законы. Особо лакомым кусочком была Азия – Гай Гракх провёл закон, по которому все налоги провинции Азии воздавались в Риме – все всадники были за него до самого конца – он отдал именно римским богачам это дело.

В этом во всём были как плюсы так и минусы. Внутренне, это разлагало римсое общество – эк. кризис древности – не спад, а бурный рост, к которому общество не готово. Обезземелившиеся крестьяне тысячами шли в Рим – с требованиями передела или заботы. Раздачи хлеба приведут к тому, что на эти раздачи жила трет римских граждан – они не хотели трудиться – даже Цезарь ограничил это дерьмо. Их стали называть люмпен-пролетариями. Нищим людям нечего защищать – они в армии были опасны.

Римляне долго не могли привыкнуть к богатству, сохраняя при этом лучшие качества, находить правильное применение богатство. Сами римляне отследили момент порчи нравов – тот день, когда они разрушили Карфаген. Даже побеждённый город навевал страх – не с кем больше биться. Начался бесконечный процесс упадка нравов – они сокрушались об этом всегда. В первую очередь, нравы портились в верхах – в низах ещё сохранялись.

Постепенно в борьбе интересов и идей, выработалось несколько прежде всего 2 идеологических направления. Всегда искали виноватых