Методологические и теоретические основы программы
Методологические основы программы позволяют раскрыть сущность понятий, на которых она базируется, принципов, положенных в основу ее разработки и реализации, главных теоретических посылок, позволяющих определять адекватные формы и методы работы, грамотно проводить коррекционно-развивающие мероприятия и интерпретировать полученные результаты.
В качестве методологических основ программы могут выступать общеметодологические принципы - принципы системного подхода, деятельностного подхода, гуманистического подхода и др., а также зарекомендовавшие себя в науке теории личности и деятельности (например, теории Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова и проч.), научные концепции, раскрывающие особенности личности, на которые направлено коррекционно-развивающее воздействие, описывающие структуру деятельности, в рамках которой это воздействие осуществляется, и определяющие набор методов и частных методик, включенных в программу.
При разработке программ необходимо учитывать и некоторые методические принципы. Среди наиболее значимых из них для коррекционно-развивающей деятельности выделяются следующие:
· активное привлечение к участию в программе ближайшего социального окружения ребенка - родителей, других родственников, педагогов;
· опора на различные психические процессы - как наиболее развитые на данный момент, так и те, что отстают в развитии;
· "программированное" обучение, которое предполагает включение в программу операций, выполняемых сначала совместно с психологом, а в дальнейшем, по мере формирования соответствующих умений, ребенком самостоятельно;
· усложнение заданий, что позволяет поддерживать интерес к работе и дает ребенку возможность испытывать радость от преодоления трудностей;
· учет объема материала - внесение изменений только после того, как в относительной мере сформировано то или иное умение;
· учет сложности материала и создание благоприятного эмоционального фона как в процессе работы, так и по ее окончании.
Цели программы, содержание занятий, формы работы
Определение целей и задач программы - один из основных принципиально важных разделов, без которого ее практическое использование затруднено либо вовсе невозможно. Под целью обычно понимается будущий результат, определяющий характер и способы действий человека по его достижению. Поэтому цели программы должны быть предельно конкретно сформулированы, давать четкие представления о том, чего ожидают авторы методики после ее применения, а также об основном способе достижения предполагаемых результатов. Любую поставленную цель следует развернуть в систему частных задач с указанием условий их решения в определенный отрезок времени.
Цели и задачи любой коррекционно-развивающей программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:
· коррекционного - исправление отклонений и нарушений развития, разрешение проблем развития;
· профилактического - предупреждение отклонений и трудностей в развитии;
· развивающего - оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития.
В целом, выше перечисленное может касаться нормализации условий жизни и развития ребенка, формирования навыков деятельности и поведения, гармонизации сенсорной, моторной, эмоциональной, познавательной сфер личности, повышения социального и личностного статуса ребенка и т. д.
Важная характеристика результата - достижение возрастных норм уровня развития того или иного качества. Однако более значимыми в коррекционно-развивающей работе могут оказаться даже не нормы, а сам факт изменения количественных и качественных показателей свойств личности ребенка. При этом все они должны быть четко зафиксированы.
План занятий может быть представлен в двух вариантах:
· таблица;
· последовательное описание процедуры занятий.
Обязательно указывается тема каждого занятия, цель и время, отводимое на его проведение.
Описание содержания занятий предполагает не только подробное изложение упражнений, игр и процедур, но и указание используемого оборудования, четкую формулировку цели каждого занятия, его ожидаемых результатов и методов обратной связи, касающейся эффективности занятия. Если предлагаемые процедуры не являются авторскими, следует сообщить литературный источник, в котором есть их подробное описание и обоснование.
При описании работы необходимо указать форму, в которой она проводится:
· индивидуальная;
· групповая;
· смешанная.
Полезно сообщить, какая из них дает максимальный эффект и при каких условиях.
Методы, используемые при реализации программы, также включаются в ее описание. Характеризуя классические методы (наблюдение, беседа, опрос), целесообразно перечислить конкретные показатели и вопросы, которые могут использовать специалисты, применяющие программу
Коррекционные занятия наиболее эффективны, если проводятся не реже одного раза в неделю (при продолжительности занятия - от 40 минут до 1-1,5 часа). Интенсивность коррекционной программы определяется не только продолжительностью занятий, но и насыщенностью их содержания, разнообразием используемых игр, упражнений, методов, техник, а также мерой активности самого ребенка, участвующего в занятиях.