Элементы акцентно-мелодичекской структуры фразы
Ритмом (der Rhythmus)
Темпом (das Tempo)
Фразовыми ударениями (die Satzbetonung)
Паузами (die Pause)
5. тембром голоса (die Tonfärbung)
7. громкостью (die Tonstärke)
Они выступают в тесной взаимосвязи и оформляют различные типы предложений, выражают грамматические отношения, передают эмоции. Каждому языку свойственны определенные интонационные закономерности, поэтому овладение произношением немецкого языка невозможно без умения интонировать в соответствии с его законами интонации.
Благодаря интонации или просодии как полные, так и синтаксически неполные предложения могут становиться фразами, например:
-Wann beginnt die Vorlesung?
-Um acht.
Характерным признаком фразы является наличие в ней смыслового центра, выраженного сильно выделенным слогом, и определённого мелодического контура. Мелодический контур (мелодическая структура) определяется упорядоченностью ударных и безударных слогов во фразе, т.е. ритмом. Поскольку мелодический контур в значительной степени зависит от расположения ударных слогов, он называется акцентно-мелодическим.
Освоение закономерностей фразового ударения, определяющих различный рисунок немецкой фразы, является очень важным моментом, и ему следует уделять большое внимание в работе над произношением. Неударных слогов в немецкой речи значительно больше, чем в русской, что объясняется большим количеством служебных слов в немецком языке. В связи с динамическим характером ударения ударные и неударные элементы в немецкой речи противопоставляются гораздо отчетливее, чем в русской. Одна из основных трудностей заключается в том, что в значительном числе случаев неударными элементами являются слова с долгими гласными: den, der, er, wir, mir, sie. Говорящий на русском языке, для которого безударность связана с кратким гласным, а ударение ассоциируется с долгим гласным, сокращает долгий гласный в неударном положении. Затрудняет его также скопление неударных слов, следующих друг за другом, что является типичным для немецкого языка: Sie hat sich mit den Kindern viel beschäftigt.
В этом случае быстрый темп произнесения неударных слов при сохранении правильного произношения представляет трудность, для преодоления которой требуется специальная тренировка.
В акцентно-мелодической структуре фразы выделяют три основных структурных элемента. К ним относятся:
· Предтакт (der Vorlauf) – все безударные слоги, расположенные до первого ритмического ударения.
Произносится на среднем уровне.
· Шкала (ядро, тонема) (der rhythmische Körper) – участок фразы, охватывающий слоги от первого по последний ударный включительно.
Ударные и безударные слоги шкалы до главного фразового ударения произносятся на высоком уровне. Движение тона в шкале ступенеобразно. Это означает, что каждый последующий ударный слог произносится в пределах высокого уровня чуть ниже предыдущего. При этом безударные слоги произносятся на уровне предшествующего ритмического ударения.
· Затакт (der Nachlauf) – безударные слоги после главного фразового ударения.
При нисходящем движении тона главноударный слог произносится на высоком уровне, затакт на низком. При восходящем движении тона главное фразовое ударение произносится на низком уровне, в то время как безударные слоги затакта постепенно повышаются.
предтакт шкала затакт
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
Wie ver′bringen Sie das ′′′Wochenende?