Модель этнического федерализма

Модель парламентарного федерализма

Эта модель похожа на американскую тем, что она предпо­лагает развитое региональное и местное самоуправление в условиях де­мократии и федерализма. Отличие состоит прежде всего в государствен­ном устройстве- модель характерна для парламентских республик или парламентарных ограниченных монархий. Организация власти на всех уровнях напоминает модель парламентской республики. Отношения меж­ду ветвями власти — более сбалансированные, не предполагающие явно­го превосходства одной из ветвей. Обычно для таких стран характерна более сложная этноконфессиональная структура, что влечет за собой раз­витие регионализма .

Важным примером такой модели является Германия. Для Германии также характерно хорошее развитие региональной идентичности (имею­щей многовековые исторические корни).

Другой модификацией данной модели является Австралия. Ее отличи­тельная черта связана с несколько иной организацией баланса политико-административной власти, поскольку в Австралии сохраняется рудимен­тарная властная вертикаль британской монархии. При этом регионализм в Австралии очень слабый. Канада напоминает Австралию организацией по­литико-административной власти, но отличается, с одной стороны, более слабым региональным участием на федеральном уровне, а с другой сто­роны — более сильным регионализмом, вплоть до сепаратизма в Квебеке. Модель парламентарного федерализма свойственна и для ЮАР.Яркой особенностью этой страны является многонациональный состав населения, что влечет за собой развитие регионализма. К этой модели с оговорками можно причислить квазифедеративную Испанию — в связи с развитием самоуправления на уровне автономных сообществ, что делает распреде­ление политико-административной и экономической власти в Испании подобным таковому в федерациях.

Главной особенностью этнического федерализма является слабая идеологическая власть центра, что влечет за собой бурное развитие этнорегиональных партий и движений, занимающих доминирующие по­зиции на политической сцене. Наряду с региональным балансом или даже вместо него вводится этнический баланс, в соответствии с которым фор­мируются органы власти. В политико-административной власти баланс, как правило, создается в соответствии с моделью парламентской респуб­лики, предполагающей низкую концентрацию власти в одних руках.

Примером страны с развитой демократией является Бельгия, отличи­тельная черта которой состоит в существовании двух типов субъектов фе­дерации — территориальных и экстерриториальных этнолингвистических. В Боснии и Герцеговине федерализм и демократия находятся в стадии ста­новления, и определяющую роль в существовании этой страны играет внешний фактор Власть в Боснии и Герцеговине целиком основана на этническом балансе, притом ее организация отличается в двух территори­альных субъектах федерации (в Республике Сербской народ избирает пре­зидента). Этнический федерализм в Эфиопии развивается в условиях иной политической культуры и достаточно авторитарного режима. Важно отме­тить, что все модели этнического федерализма действуют пока небольшой срок, риски возникновения дисбаланса и распада в случае изменения внеш­них или внутренних условий являются в таких странах неустранимыми.