Модель этнического федерализма
Модель парламентарного федерализма
Эта модель похожа на американскую тем, что она предполагает развитое региональное и местное самоуправление в условиях демократии и федерализма. Отличие состоит прежде всего в государственном устройстве- модель характерна для парламентских республик или парламентарных ограниченных монархий. Организация власти на всех уровнях напоминает модель парламентской республики. Отношения между ветвями власти — более сбалансированные, не предполагающие явного превосходства одной из ветвей. Обычно для таких стран характерна более сложная этноконфессиональная структура, что влечет за собой развитие регионализма .
Важным примером такой модели является Германия. Для Германии также характерно хорошее развитие региональной идентичности (имеющей многовековые исторические корни).
Другой модификацией данной модели является Австралия. Ее отличительная черта связана с несколько иной организацией баланса политико-административной власти, поскольку в Австралии сохраняется рудиментарная властная вертикаль британской монархии. При этом регионализм в Австралии очень слабый. Канада напоминает Австралию организацией политико-административной власти, но отличается, с одной стороны, более слабым региональным участием на федеральном уровне, а с другой стороны — более сильным регионализмом, вплоть до сепаратизма в Квебеке. Модель парламентарного федерализма свойственна и для ЮАР.Яркой особенностью этой страны является многонациональный состав населения, что влечет за собой развитие регионализма. К этой модели с оговорками можно причислить квазифедеративную Испанию — в связи с развитием самоуправления на уровне автономных сообществ, что делает распределение политико-административной и экономической власти в Испании подобным таковому в федерациях.
Главной особенностью этнического федерализма является слабая идеологическая власть центра, что влечет за собой бурное развитие этнорегиональных партий и движений, занимающих доминирующие позиции на политической сцене. Наряду с региональным балансом или даже вместо него вводится этнический баланс, в соответствии с которым формируются органы власти. В политико-административной власти баланс, как правило, создается в соответствии с моделью парламентской республики, предполагающей низкую концентрацию власти в одних руках.
Примером страны с развитой демократией является Бельгия, отличительная черта которой состоит в существовании двух типов субъектов федерации — территориальных и экстерриториальных этнолингвистических. В Боснии и Герцеговине федерализм и демократия находятся в стадии становления, и определяющую роль в существовании этой страны играет внешний фактор Власть в Боснии и Герцеговине целиком основана на этническом балансе, притом ее организация отличается в двух территориальных субъектах федерации (в Республике Сербской народ избирает президента). Этнический федерализм в Эфиопии развивается в условиях иной политической культуры и достаточно авторитарного режима. Важно отметить, что все модели этнического федерализма действуют пока небольшой срок, риски возникновения дисбаланса и распада в случае изменения внешних или внутренних условий являются в таких странах неустранимыми.