Вопрос 4. Методика использования моделей

Вопрос 3. Направления использования моделей в процессе экологического воспитания

* По каждому направлению показать студентам примеры моделей

1 направление – формирование у детей представлений об органах чувств, с помощью которых познают природу (глаза, уши, нос, язык, рука). А.А. Петрикевич – «пять наших помощников»

2 направление – формирование представлений об общевитальных признаках всех живых организмов (дыхание, рост и развитие, движение, питание, размножение, чувствительность). Это способствует осознанию ребенком своей взаимосвязи с природой, формированию понятия «живой» и воспитанию гуманного отношения к растениям и животным.

3 направление – формирование системных знаний детей о природе

· характер строения животного и способ его передвижения (ходит (бегает), прыгает, ползает, плавает, летает)

· характер строения животного и способы защиты (мимикрия, кожные выросты и т.д.)

· характер питания и строение ротовой полости (хищные, травоядные, модели клювов (насекомоядные, растительноядные, хищные)

· классификация животных по видам (рыбы (среда обитания, строение, покров, способы размножения, дыхание, передвижение), звери, птицы)

· стадии развития животных (рыбы, лягушки, птицы)

· строение растений (стебель, лист, корень, цветок)

· потребности растений в свете, тепле, влаге

· стадии развития растений

· трофические связи в природе

· свойства им состояния объектов неживой природы.

4 направление – формирование знаний, навыков и умений последовательного выполнения трудовых операций по уходу за растениями и животными

5 направление – формирования умения фиксировать свои наблюдения в природе (облачность, осадки, ветреность и т.д.) и в процессе опытов.

6 направление –формирование умения составлять рассказ о растениях и животных.

7 направление – знакомство с правилами поведения в природе (С.Н. Николаева, Л. П. Молодова)

8 направление – использование в играх детей

 

 

 

Обучение моделированию осуществляется в такой последовательности:

1 этап – обогащение знаний и предварительный анализ реальности. В модели ребенок может отразить лишь то, что он знает о природном объекте или явлении.

2 этап – перевод реальности в знаково-символический язык и построение моделей:

· анализ имеющихся в опыте моделей

· описание новых объектов природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной детьми

· организация сравнения двух объектов между собой, обучение выделению признаков различия и сходства и отбор моделей, замещающих эти признаки

· постепенное увеличение количества сравниваемых объектов природы до трех-четырех

· обучение детей моделированию существенных и значимых для деятельности признаков (например, отбор и моделирование признаков растений, определяющих способ удаления пыли с растений уголка природы)

· создание моделей элементарных понятий, таких как «рыбы», «птицы», «домашние животные», «дикие животные», «растения», «Живое», «неживое» и т.д.

3 этап – оперирование моделями в соответствии с потребностями и задачами деятельности.

Рассмотрим вариант использования моделирования на примере формирования родового понятия «животные», состоящее из следующих видовых понятий: «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые»

1 этап - обогащение знаний и предварительный анализ реальности.

Для формирования видового понятия «рыбы» необходимо начать с уточнения представлений о внешнем виде и названии рыб. Детям предлагаются картинки с изображениями рыб. Например, карась. Окунь, сом, щука, налим и т.д.

Дети описывают особенности их внешнего вида:

- у сома – усы

- у щуки – длинная и пасть зубастая

- карась – маленький и золотистый и т.д.

Далее рыбы сравниваются по цвету, величине, форме, расположению плавников.

Из предложенных рыб есть и похожие: карась – окунь, сом – налим. Можно предложить детям определить, что общее у них и чем отличаются.

На основе выполненных операций сравнения, анализа, синтеза дети подводятся к обобщению: рыбы – это живые существа, обитающие в воде, не имеющие ног, передвигаются с помощью плавников, покрыты чешуей.

Для закрепления следует провести игру «Четвертый лишний». Детям поочередно предлагается набор картинок, в каждом из которых одна лишняя, она не подходит к трем остальным, объединенных каким-то понятием:

· окунь, щука, гусь, карась

· сом, улитка, налим, щука

· дельфин, щука, карась, сом.

В процессе игры важно чтобы дети не только называли лишнюю карточку, но и обосновывали свой ответ.

Аналогично формируются понятия «звери», «птицы», «насекомые».

Для закрепления обобщающих понятий можно использовать дидактические игры:

· Игра «Рыбы, птицы, звери…». Педагог перечисляет: «Рыбы, птицы, звери, птицы…» и от ребенка требуется быстро назвать какую-либо птицу и т.д.

· Игра с мячом. Педагог бросает ребенку мяч и называет конкретное животное («волк», «голубь»), а ребенок, поймав мяч называет видовое понятие («зверь», «птица») и т.д.

2 этап – перевод реальности в знаково-символический язык и построение моделей.

В начале к картинкам объединенным общим названием (птицы, рыбы, насекомые, звери) педагогам предлагаются схемы, внешне напоминающие ту или иную группу животных.

Например, птицы –

звери-

и т.д.

Для закрепления можно провести игру «Найди свой домик». Детям раздаются картинки с изображениями разных животных (птиц, рыб, насекомых, зверей) и предлагается разместить в домики на которых изображены соответствующие схематические модели. После того как все дети разместили свои картинки, следует проверить все ли правильно выполнили задание.

Далее вместо первоначальной схематических моделей вводят еще более обобщенные.

Например, птицы – круг

насекомые – овал

рыбы – треугольник

звери – прямоугольник.

Для закрепления можно провести дидактические игры:

· «Зоопарк» (Дети раскладывают карточки с изображениями различных животных в соответствующие вольеры в зоопарке. Вольер каждого вида животного обозначен схемой)

· «Лесники» (Педагог рассказывает, что каждый лесник хочет знать, сколько птиц, рыб, зверей и насекомых водится в его лесу. Педагог называет ряд животных, а дети записывают их в виде шифра. Например, муравей – овал, сова – круг, налим – треугольник, заяц – прямоугольник и т.д. После того как закончили запись дети подсчитывают животных: сколько насекомых, сколько птиц и т.д.).

Для установления логических взаимоотношений между видовыми понятиями «звери», «птицы». «насекомые», «рыбы» и родовым понятием «животные» можно использовать:

· схематическую модель в виде классификационного древа

Животные

 

Звери Птицы Рыбы Насекомые

 

· дидактическую игру «Назови одним словом». Педагог подготавливает большой лист бумаги. На глазах у детей в каждом углу рисует схематическую модель всех видов животных. Схемы обозначают домики рыб, птиц, зверей, насекомых. В соответствии с ними дети раскладывают свои картинки, определяя какое животное в каком домике живет. Для того чтобы дети наглядно поняли, что в более общее родовое понятие «животные» входят видовые понятия «звери», «птицы». «насекомые», «рыбы», педагог вместе с ними поднимает края листа бумаги и смещает все картинки к центру. Полученную в результате этого группу дети называют одним словом – «животные». Можно предложить детям придумать схематическую модель, которой будут обозначать всех животных.

3 этап – оперирование моделями в соответствии с потребностями и задачами деятельности.

На данном этапе продолжается закрепление навыков наглядного моделирования классификационных отношений между понятиями.

Предложенные игры и варианты наглядных моделей могут быть успешно использованы с целью формирования у старших дошкольников способности устанавливать логические отношения между различными понятиями

Например,

цветочные растения: луговые, лесные, комнатные, садовые

растения: деревья, кустарники, травы.