Вопрос 2. Виды моделей

 

Модели можно классифицировать по разным критериям:

1. по содержанию:

· модели объектов

· модели процессов

· модели биоценозов

2. по внешнему виду:

· модели плоскостные

· модели объемные

3. по месту расположения

· модели настенные

· модели настольные

· модели напольные

4. по способу использования

· модели статические

· модели динамические

5. похарактеру моделирования:

· модели предметные

· модели предметно-схематические

· модели схематические.

Названные критерии классификации не исключают друг друга. Модель может быть одновременно предметно-схематической, плоскостной и динамической либо настенной, объемной и статической.

Рассмотрим примеры разных видов моделей.

Настенные, настольные и напольные модели, как это явствует из названия, различаются размерами и местом своего расположения: настольные имеют небольшие размеры и в процессе работы дети располагают их на столе, напольные, напротив. Бывают крупными, поэтому располагаются только на полу, у настенных размеры могут быть любыми.

 

В статических моделях положение деталей неизменно; такие модели монтируют один раз и изменению не подлежат. Примером статических моделей являются красочные панно, изображающие пейзаж, т.е. с биологической точки зрения – биоценоз. В динамических моделях, напротив, положение деталей меняется, и это дает возможность показать объекты в действии, а также демонстрировать процессы и явления.

Моделирование процессов позволяет понять сущность многих явлений природы: почему идет дождь, почему на Земле бывает день и ночь, как происходит круговорот воды в природе. Такие модели не должны быть сложными. Иногда достаточно 1-2 минуты и простых приспособлений, чтобы ребенок получил исчерпывающий ответ на поставленный вопрос.

Моделирование объектов природы в какой-то степени напоминает изобразительную деятельность и конструирование, но отличается от них конечной целью) цель изодельтельности – выполнить красиво, цель моделирования – правильно и в ходе работы получить новые знания об изучаемых объектах). В дошкольном учреждении можно изготовить модели из любых знакомых детям объектов живой и неживой природы и использовать для этого любой поделочный или природный материал – бумагу, ткани, глину, пластилин, папье-маше и т.д. Для этих же целей подходят фотографии объектов, вырезанные из журналов и ненужных книг и наклеенные на плотную бумагу.

Модели биоценозов могут найти широкое применение в практике работы дошкольных учреждений. Можно создать модели всех естественных биоценозов (лесов, луга, болота) и агроценозов (парка, поля, сада, огорода).

Особенность моделирования биоценозов заключается в том, что все объекты должны быть выполнены в реалистической манере, с воспроизведением истинной окраски и быть узнаваемыми. Зрители без особых трудов должны различить ель, сосну, березу, дуб и другие деревья, а также всех животных, населяющих данный биоценоз. Кроме того, важно соблюдать относительные размеры деталей.

Детали можно изготовить разными способами – нарисовать. Вылепить из пластилина, вырезать из натуралистических фотографий, сшить из тканей и меха, сделать из природного и бросового материала. Данный вид деятельности предоставляет большой простор для фантазии и взрослых и детей.

Для любого биоценоза необходимы 3-4 группы деталей: объекты неживой природы, растения, животные, грибы. Чем больше изготовлено деталей, тем более сложные экологические задачи можно решать с помощью данной модели.

Для модели биоценоза леса готовят хвойные и лиственные деревья, кустарники, травы, ягоды, а также животных относящихся к разным классам: черви, насекомые, лягушки, ящерицы, змеи, птицы, звери, живущие в почве, на почве. На деревья. Способ крепления педагог разрабатывает самостоятельно.

Биоценоз водоема может быть изготовлен в двух вариантах: вид сверху и вид в разрезе. Поверхность воды изображает прозрачный пластик либо полиэтиленовая пленка. Количество и состав водных растений зависит от того, какой участок водоема взят для моделирования. Из животных здесь присутствуют раки. Насекомые и их личинки, живущие в воде или над водой, рыбы, лягушки, возможно – птицы, на берегу могут находиться ящерицы, лягушки, змеи, птицы и звери.

Биоценоз луга представлен разнообразными травами и животными – насекомыми, пресмыкающимися, птицами и зверями (крот, мыши и т.д.).

Чтобы иметь возможность изучать сезонные изменения в биоценозе, один и тот же объект следует изготовить в нескольких вариантах, например, деревья сделать зелеными, цветущими, плодоносящими, сбросившими листья.

Предметные модели воспроизводят структуру, особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений

К ним относятся различные предметы и конструкции.

Примеры предметных моделей:

· аквариум. Он моделирует экосистему в миниатюре )биом водоема)

· заводная игрушка – самая простая предметная модель. Такие заводные игрушки, как курочка, золотая рыбка, черепашка, крокодильчик, пчела и т.д. могут помочь сформировать у детей представления о внешнем виде и характере движений животных.

· Глобус (который можно изготовить вместе с детьми способом папье-маше) позволяет давать детям информацию о Земле. Большой интерес вызывает у дошкольников путешествия по глобусу, приклеивание изображений животных, поживающих в океанах, на различных материках.

Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде схематических макетов.

Примеры предметно-схематических моделей:

· Полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета можно использовать для абстрагирования цвета листьев растений.

· Полоски бумаги разной фактуры (гладкая, бугристая, шероховатая, бархатная) можно использовать для абстрагирования характера поверхности листьев растений.

· Изображение геометрических фигур (треугольник, овал, круг) можно использовать для абстрагирования формы листьев растений.

Данные модели были предложены Н.И. Ветровой. Она ставила задачу расширить и уточнить конкретные представления о растениях у детей дошкольного возраста. Для этого ею были разработаны модели-шкалы признаков цвета, величины, характера расположения, форм, численности отдельных частей растений. Наблюдая за растениями дети самостоятельно составляли сенсорную модель – полоску, отображающую его варьирующиеся признаки. В результате такого использования моделей у детей изменился характер наблюдения, появилась многоплановость в восприятии объектов. Дети научились характеризовать растения одновременно по многим признакам.

· Модель, знакомящая детей с таким распространенным явлением животного мира как защитная окраска (маскировочная, отпугивающая), была разработана С. Н. Николаевой. Изготавливается модель бабочки (например, лимонницы) и полотно картона, наполовину окрашенное в желтый и зеленый цвета. После демонстрации «бабочки» на различных частях полотна в неподвижном состоянии, можно продемонстрировать модель в движении. В этом случае детям становится понятным, что для маскировки любого объекта необходимо сочетание двух условий: окраска совпадающая с фоном и неподвижность. Благодаря такой модели для детей становится очевидной объективно существующая, но скрытая от восприятия ребенка связь между строением, поведением животного и его средой обитания.

· Модель, также разработанная С.Н. Николаевой, может показать детям, что длинна ног влияет на скорость передвижения: чем длиннее ноги, тем быстрее животное передвигается в пространстве. Процесс моделирования этого явления можно организовать следующим образом: на столе перед каждой парой детей надо положить большой лист белой бумаги с обозначенными на нем стартовой линией и двумя дорожками, по которым будут шагать картонные «ноги» - у одного ребенка длинные, а у другого – короткие. Каждый из детей делает одинаковое количество шагов (например, пять), отмечая их карандашом на дорожке, а затем сравнивают результат: дальше ушел тот, у кого «ноги» длиннее.

Графические (схематические) модели передают условно (обобщенно) признаки, связи и отношения природных явлений.

Примеры предметно-схематических моделей:

· Для формирования понятия «рыбы» в старшей возрастной группе используется модель, в которой отражены воспринимаемые признаки данной систематической группы животных: среда обитания, форма тела, покров тела, жаберный способ дыхания, своеобразное строение конечностей (плавники), в которых проявляется приспособление рыб к водной среде обитания.