Создание национальных и международных ассоциаций пиарменов
В настоящее время службы паблик рилейшнз созданы во всех экономически развитых странах. Только в США пиар-консалтингом занимаются 5000 компаний, а количество агентств, имеющих в своих структурах отдел или службу коммерческих ПР, не поддается точному учету. Их деятельность обслуживают 130 тыс. журналистов, около 10 тыс. специалистов по коммуникациям. Более двухсот университетов и колледжей готовят кадры для этой сферы общественной деятельности53.
Первые службы «внешних отношений» во французских госструктурах и частных компаниях появились после Второй мировой войны, хотя термин «паблик рилейшнз» тогда не использовался. Представители французской школы пиара стремились выработать собственные принципы и технологии в этой сфере деятельности. Они осторожно относились к американской концепции связей с общественностью, где доминировал принцип продвижения корпоративного интереса, даже критиковали ее. В частности, французский теоретик пиар-службы М. Корзье писал, что американские ПР-эксперты «продают... гражданам то общественное мнение, которое заказывают монополии».
Собственную научную школу паблик рилейшнз стремились создать и немецкиепиармены. Пионер в этой области деятельности в Германии А. Оэкл считает, что задача пиара — «помочь отдельным субъектам ори-
ентироваться в обществе, получать правильную информацию и формировать собственное мнение».
Вместе с созданием новых национальных школ пиар-технологий во второй половине XX в. происходила консолидация пиар-сообществ. В 1936 г. было учреждено общество паблик рилейшнз США как Национальная ассоциация советников по связям с общественностью. В 1948 г. эта ассоциация объединилась с Американским советом по вопросам паблик рилейшнз в Общество паблик рилейшнз США, которое, в свою очередь, в 1961 г. объединилось с Американской ассоциацией пиарменов. В своих рядах эта ассоциация насчитывает 15 тыс. членов в более чем 100 отделениях в различных регионах страны. Американская ассоциация паблик рилейшнз тесно связана с могущественной организацией бизнеса — Национальной ассоциацией промышленников.
В Великобритании в послевоенные годы службы по связям с общественностью появились в государственных и муниципальных органах власти, но они не нашли такого распространения в бизнесе, как в США. Тем не менее в 1984 г. был открыт Институт паблик рилейшнз Королевства Великобритании, начавший подготовку специалистов-профессионалов по связям с общественностью.
Подобные процессы становления национальных систем паблик рилейшнз происходили в Канаде, Франции, Германии, Голландии, Австрии, Греции, Испании и др. В результате к концу 1980-х годов в 60 странах мира были созданы национальные ассоциации паблик рилейшнз. А все службы по связям с общественностью — будь то в государственных, муниципальных органах власти или в коммерческих структурах — имеют отделы или пресс-службы, так как без прессы они не могут в полной мере выполнять свои функции.
В 1949 г. представители паблик рилейшнз Великобритании и Голландии на лондонской конференции признали необходимым организовать международное сообщество для содействия повышению уровня профессионализма и эффективности их деятельности. В 1950 г. в Амстердаме руководители ведущих фирм Великобритании, Голландии, Франции, Норвегии и США создали Временный международный комитет по обмену информацией, координации сотрудничества специалистов по связям с общественностью. А 1 мая 1955 г. на его базе была основана Международная ассоциация паблик рилейшнз (МАПР), одобрен ее устав, избран совет.
Превращению ассоциации во влиятельную организацию способствовало принятие в мае 1961 г. Кодекса профессионального поведения членов МАПР, базирующегося на принципах Всеобщей декларации прав человека. В 1964 г. МАПР получила официальное признание со стороны ООН как советника Социально-экономического комитета ООН, а ЮНЕСКО признало ее как внегосударственную организацию взаимного информирования.