ЗАКОНЫ (LEGES).

ОБЫЧАЙ (MOS И CONSUETUDO).

ПЕРИОДИЗАЦИЯ

ИстоЧники права

Юристы обычно выделяют следующие периоды развития источников римского права:

1. Архаическое право (754-367 гг. до н.э.) - эпоха возникновения и развития римского права, его основного источника - законов. Главное достижение этого периода - создание законов XII таблиц (451-450 гг. до н.э.)

2. Предклассическое право (367- 27 гг. до н.э.) - период возникновения и развития преторского права, основанного на собрании эдиктов судебных магистратов - преторов.

3. Классическое право (27 г. до н.э. - 1 треть III в. н.э.) период расцвета римской юриспруденции - наибольшее число наиболее известных римских юристов приходится на этот период

4. Постклассическое право (сер III в.н.э. - V в. н.э.) - период резкого снижения активности римских юристов, появления многочисленных компиляций и сборников

5. Кодификация Юстиниана (528 - 534 гг.) - создание Corpus iuris civilis - основы для дальнейшего развития всего европейского права.

 

ЭПОХА РЕСПУБЛИКИ

Обычай (mos) всегда имел в Риме большое значение. Как справедливо отметил великий немецкий романист Т.Моммзен, в Риме всякое право прежде чем стать законом, должно стать фактом, что и регулировалось обычаем, то есть неписанной договоренностью в обществе поступать так, а не иначе. Обычай в республиканскую эпоху часто и успешно спорил с законом, так как последний мог быть отменен обычаем не применять его. Позднее, в эпоху классического (I-III вв.н.э.) и постклассического права (конец III-V вв.н.э.) для обозначения обычая в обиходе был принят термин consuetudo; обычай теперь применялся лишь там, где отношения не регулировались законом, то есть преимущественно дополнял, а не заменял закон.

 

Под законом (lex) римляне понимали волю, приказ всего римского народа, выраженную во время общего голосования в народном собрании. Древнейшая форма - куриатный закон, то есть закон, принятый на народном собрании по куриям. Такой закон сопровождался общей сакральной клятвой всего народа хранить верность закону, Нарушение этой клятвы вело к религиозному проклятию (sacer esto) виновника и принесению его в жертву подземным богам. В республиканскую эпоху законы стали принимать в трибутных комициях, такие законы уже не сопровождались сакральными клятвами.

Законопроект предварительно обсуждался в сенате, а затем уже выносился на народное собрание. Обычная структура закона республиканской эпохи следующая: а) Praescriptio - вводная часть, где указывались имена магистратов, при которых принят закон, б) rogatio - собственно, содержание закона, в) sanctio - то есть санкция, наказание за нарушение закона. Различались leges perfectae, то есть законы, имеющие специальную санкцию за их нарушение, и leges imperfectae - то есть законы без санкции.

3. Leges regiae - древнейшие законы царской эпохи носившие преимущественно сакральную форму, были подобны религиозным запретам табу на то или иное действие.

4. а) Leges XII tabularum - законы 12 таблиц. Это древнейший свод законов, принятый в 451-450 гг. до н.э. специальной коллегией децемвиров. Эти законы вобрали в себя большую часть местных обычаев и так называемых "царских законов", а также различные нормы и положения из некоторых греческих законодательств, прежде всего из Афинского законодательства Солона.

Сами законы не сохранились, однако они частично восстановлены по многочисленным фрагментам, цитатам у различных античных авторов более позднего времени. Их общее содержание определяется словами римского историка Тита Ливия, который говорит, что это был "источник всего публичного и частного права" (fons omnis publici privatique iuris). В законах регулировалось право жрецов, право жертвоприношений и право римских магистратов, далее следовали нормы судебного процесса, обязательственное, наследственное и семейное право, особое внимание уделялось аграрному и уголовному праву, наконец целая таблица посвящалась погребальному праву и еще одна таблица - римскому гражданскому и религиозному календарю - фастам. Здесь же излагались так называемые легисакционные иски.

б) Последние две части законов - иски и фасты - впоследствии были сокрыты понтификами от народа и лишь курульному эдилу, сыну вольноотпущенника Флавию удалось вновь их опубликовать в конце IV в. до н.э. Его публикация получила название ius Flavianum.

в) Законы XII таблиц, легисакционные иски и комментарии к ним понтификов были вновь опубликованы Секстом Элием и получили название Tripertita - именно эта книга на протяжении многих веков оставалась основным источником так называемого цивильного права, то есть гражданского права, непосредственно исходящего из законов.

г) К цивильному праву относились также и многочисленные республиканские законы, из которых следует упомянуть законы Лициния-Секстия (367 г. до н.э.) об ограничении земельных владений и учреждении должности претора, закон Петелия 313 г. до н.э. об отмене долгового рабства, законы Гая и Тиберия Гракхов о судебных полномочиях всадников и перераспределении общественной земли, аграрный закон 111 г. до н.э., введший частную собственность на всю землю в пределах Италии, многочисленные законы Суллы, среди которых особенно важны нормы об уголовных преступлениях и деятельности XX квесторов и т.д.

д) Особо следует отметить закон диктатора Гортензия 287 г. до н.э., который придал плебисцитам (то есть собраниям плебеев без сенаторов) силу законов. Отличие плебисцитов от обычных законов в том, что они принимались народным собранием без предварительного обсуждения в сенате по инициативе плебейских трибунов.