Наука, знание, образование, интеллектуальная собственность, информационные технологии, информационно-коммуникационные и энергетические системы

 

Вышеназванные ресурсы СО, традиционно выделяемые экономической наукой, пополнились новыми видами как материальных, так и нематериальных ресурсов, таких, например, как наука, знание, образование, интеллектуальная собственность, информационные технологии, информационно-коммуникационные и энергетические системы и др. Знание, наука, научно-технический прогресс в СО превращаются в один из главных ресурсов настоящего и будущего развития. Интенсивное развитие СО должно обеспечиваться все больше за счет экономии живого труда на основе научно-технических достижений, новых технологий.

Учреждения СО активно осваивают интеллектуальную собственность, включающую в себя: фирменное название социального учреждения, эмблему, девиз, гимн, униформу, по которым выделяют именно их. Специалисты социальных учреждений активно проводят работу по разработке новых методов, технологий, приемов предотвращения и решения социальных проблем, формулируя их в виде рационализаторских предложений, патентов, технических решений, наименования места происхождения социальной услуги, имиджа организации, социологических исследований, мониторингов, социальных проектов и закрепляя авторство за своим учреждением или за собой лично.

В новом типе производственных систем СО, основанных на наукоемких технологиях, важнейшим ресурсом и фактором развития становятся инфокоммуникационные технологии, информационные ресурсы, информатизация социальных учреждений, управленческих структур. К ним относятся: программное обеспечение (совокупность программ, используемых в работе ЭВМ); банк данных (совокупность программных, организационных и технических средств, предназначенных для централизованного накопления и использования информации); база знаний (совокупность систематизированных основополагающих сведений, относящихся к определенной отрасли знаний и сохраняемых в памяти ЭВМ). Учреждения СО компьютеризированы и оснащены выходами в Интернет.

В системе социальной зашиты РТ существует несколько видов баз данных: республиканская база малообеспеченных и неблагополучных семей и детей, инвалидов, пенсионеров, одиноких пенсионеров и др. клиентов СО; банк данных получателей мер социальной поддержки. Формируются и завершается формирование баз-данных детей-инвалидов, лиц БОМЖ (по обращаемости в государственные учреждения СО); по персонифицированному учету работников отрасли; реестр благополучателей в разрезе юридических лиц, отдельных граждан и актуальных социальных проектов. В отдельных учреждениях социальной защиты существуют банки данных по отдельным профильным категориям населения, проживающим на территории, подведомственной данному учреждению.

Формируются сети информационного обмена между территориальными органами социальной защиты, министерствами и ведомствами, органами государственной власти республики. В рамках реализации проекта «Государственная интегрированная система телекоммуникаций» МСЗ РТ и территориальные органы социальной защиты г. Казани подключены к Государственной интегрированной системе телекоммуникаций оптоволоконными каналами связи. Комплексный проект «Электронное Правительство Республики Татарстан» позволил сформировать субпортал МТЗ и СЗ РТ. С июля 2006 года в МТЗ и СЗ РТ внедрена и эксплуатируется «Система межведомственного электронного документооборота».

Информационные ресурсы СО постоянно «устаревают», изнашиваются с точки зрения их информационной новизны, потому что происходит движение клиентов, изменение их судеб, социального состояния и содержания, решение трудных жизненных ситуаций. В связи с реформированием системы льгот, переходом от натуральных льгот к денежным выплатам у специалистов системы СО, социальной защиты в 2004 г. значительно увеличилась нагрузка, возникла необходимость работы с информационными технологиями, высокая ответственность при назначениях социальных выплат. Это повлекло за собой необходимость привлечения в органы социальной защиты специалистов высокой квалификации.

 

В социологической науке выделяют предметную типологию управленческих ресурсов, состоящую из пяти групп ресурсов: экономических, административных и нормативно-правовых, организационных, социокультурных, комплексных[14]:

— экономические ресурсы отрасли включают в себяфинансовые ресурсы; материально-технические ресурсы; производственные ресурсы;

— нормативно-правовые и административные ресурсы;

— организационные ресурсы: организационная структура; кадровый ресурс; организационная культура и организационное поведение; коммуникации;

— социокультурные ресурсы: демографический ресурс; этноконфессиональный ресурс; социокультурный ресурс; социально-психологический ресурс; коммуникативный ресурс; ресурс формирования общественного мнения; образовательный ресурс;

— комплексные ресурсы: инновационный ресурс; ресурс самоорганизации; информационный ресурс.

Выделяют количественную и качественную характеристики ресурсов системы СО. Они представляет собой характеристику вышеназванных ресурсов в конкретных цифрах практики СО. Чаще всего именно количественные характеристика ресурсов СО присутствует в статистических отчетах, социологических исследованиях и мониторинговых оценках состояния сферы СО на всех уровнях.