Центральные ОИВС специальной компетенции

Высший Исполнительный Орган

В отличие от ВДЛ создание ВИО является обязательным.

Признаки ВИО:

1. возглавляет систему органов ИВ (если Конституцией или Уставом предусмотрена должность ВДЛ, то это верховенство не будет полным, если дуализма избежать невозможно , акты д. содержать механизмы согласования решений между 2мя должностями). 1, 3 схемы – нет самостоятельности ВИО.

2. ВИО входит в единую систему ИВ в РФ (не подчинён организационно).

3. постоянно действующий орган

4. орган общей компетенции

5. распространяет свою деятельность на всю территорию субъекта

6. обладает правами юр. лица

п. 3 ст. 20 №184 Наименование, порядок формирования, структура определяются субъектом. Устав, Закон субъекта об ВИО – обязательно.

Структура ВИО – это перечисление видов гос. должностей членов Правительства, администрации с учётом их иерархии. ст. 5 Закона СО «О Правительстве СО»

Состав ВОИ – конкретное количество членов ВИО, которое определяется исходя из структуры ОИВ субъекта.

Для обеспечения деятельности создается вспомогательный орган – Аппарат Правительства или Аппарат администрации.

Формы ВИО:

1. коллегиальный – Правительства или Кабинет Министров. Максимально приближен к фед. модели.

ПО вправе участвовать в назначении только ограниченного числа членов ВИО (другие назначаются ВДЛ).

ПО не вправе участвовать в процедуре освобождения об должности членов ВИО.

Выражение недоверия законодательным органом члену ВИО может повлечь за собой его обязательную отставку – зависит от того, является ли его должность государственной или субъекта.

В полномочия Председателя ВИО входит:

1. организация работы

· планирование деятельности

· распределение обязанностей между замами

· представление ВИО в отношениях в др. ОГВ.

2. формирование аппарата ВИО

3. назначение руководителей и руководство деятельностью иных ОИВС

4. замещение ВДЛ в период его отсутствия.

 

2. орган, действующий на принципах единоначалия (как правило, «администрация»)

Администрация – указание на орган

- вся система ОИС, подчинённая ВИО

 

 

Тема 8: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДОЛЖНОСТЬ

ГС всегда проходит на гос. должностях. Нет легального определения. Это:

- организационно-юридически обособленная часть государственного аппарата, в которой сосредоточены элементы компетенции ГО. Предназначение: персонализация прав и обязанностей государственного органа.

- элементарная и первичная часть любой организации.

Существует 3 аспекта государственной должности:

1. правовойдолжность представляет собой совокупность прав и обязанностей, возлагаемых на лицо, замещающее эту должность, которые являются частью компетенции ГО.

ГД более стабильна, чем гос. служащий.

2. организационный – ГД представляет собой часть структуры государственного аппарата (как правило, органа), является первичной базовой ячейкой ГО. (например, департамент – отделы – должности)

3. средство управленческого воздействия – позволяет подчинить одно лицо другому.

Государственная служба отличает от других должностей. (В предприятиях…) тем, что:

1. Существует в структуре ГО или строевого подразделения

2. Связана с реализацией государственно-властных полномочий

3. Финансируется из средств бюджетов

4. Закрепляется в нормативных актах (от КРФ до актов ОИВС)

Все должности делятся на 2 вида:

1. «Государственные должности РФ и государственные должности субъекта РФ» - установленные КРФ или Уставами (Конституциями субъектов РФ), предназначены для непосредственного осуществления полномочий государственных органов РФ или субъекта РФ («судебно-политические»). Их деятельность не регулируется законодательством о гос. службе. К лицам, замещающим государственные должности РФ: (НЕ ГОС. СЛУЖАЩИЕ)

· Президент, депутаты ГД, члены СФ

· члены ЦИК

· аудиторы Счётной палаты

· федеральные судьи

· федеральные министры

· Уполномоченные по правам человека

- перечень утв. Указом от 11.01.95 г. «О гос. должностях РФ»

Полномочия органа осуществляет должное лицо (районный судья), по идее, аппарат не нужен, создаётся для удобства.

2. Государственные должности гос. службы (должности гос. службы)

1) должности федеральной государственной гражданской службы (ФГГС),

2) гос. гражданской службы субъектов (ГГСС)

3) воинские

4) должности правоохранительной службы

ст. 9 ФЗ «О системе гос. службы в РФ» регламентирует создание единого реестра должностей ФГС. Он должен состоять из 3х частей:

1) для ФГГС – единственный реестр, который существует реально, утв. Указом Президента от 31.12.05 «Реестр должностей ФГГС»

2) для военной службы

3) для правоохранительной

В субъектах также имеется реестр должностей ГГСС – утв. Указом губернатора от 05.05.05

Признаки должностей гос. службы :

1. должность – это низовая элементарная часть в структуре ГО (в отличие от ГД РФ и субъекта – составляют орган – Правительство, центральный элемент - министр в министерстве)

2. представляет совокупность прав и обязанностей (должен быть принят Должностной регламент – акт, который утверждается руководителем органа, содержит исчерпывающее описание всех полномочий, закрепляемых за соответствующей должностью, мер ответственности и контроля, которые могут быть применены к лицам, замещающим соответствующую должность).

3. должность учреждается гос органом (смотри Указ Президента «О реестре должностей ГГС» - он закрепляет только типовые виды должностей, например – «начальник отдела в ТО ФС». Количество должностей закрепляет руководитель органа, но не может создать такие должности, которые предусмотрены в Указе).

4. ГД предназначена для осуществления функций ГО – лица должны быть гос. служащими, а не работниками.

5. замещается одним лицом на основе правоприменительного акта (приказ о приёме на службу). На 1 ГД – 1 служащий

6. имеет определённое название и должна быть включена в структуру должностей, предусмотренную соотв. Реестром – федеральным либо субъектов

7. финансируется из гос. бюджета

Количество должностей в ГО определяется исходя из утверждаемой штатной численности, определяется в штатном расписании, которое, в свою очередь, утверждаетсяся руководителем Органа.

Физ. лицо, замещающее ГД, мы можем именовать ДЛом.

Признаки ДЛ:

1. возможность самостоятельно принимать юридически значимые решения, начиная от принятия НА до вынесения предписания физ., юр. лицу.

2. наличие организационно-распорядительных полномочий: распределяются обязанности между замами, подчинёнными, исполняются поручения руководителя.

3. есть возможность наличия полномочий по применению мер принуждения: по привлечению к ответственности (составление протоколов), по применению непосредственного, в т. ч. физического принуждения. Лица, не замещающие ГД, не имеют права этого делать (кондуктор МП Транспорта д. пригласить представителя милиции общественной безопасности).

ТЕМА 9: Государственная служба

 

Нормативная основа:

  • ФЗ «О системе государственной службы»
  • ФЗ «О ГГС»
  • ФЗ «О статусе военнослужащих»
  • ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», иные ФЗ, регулирующие воен. службу.
  • ФЗ «О милиции»
  • ФЗ «О государственной службе в таможенных органах» - иные ФЗ, регламентирующие особенности правоохранительной службы.
  • Законы субъектов
  • ФЗ «О противодействии коррупции в РФ» и иные.

ПОНЯТИЕ: Государственная гражданская служба – это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях ГГС по обеспечению исполнения полномочий ФГО, ГО субъектов, лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов.

Признаки ГГС:

1. преследует публичные интересы

2. обеспечивает исполнение функций, возложенных на государство

3. обеспечение эффективности деятельности гос. аппарата

4. с точки зрения её организации представляет собой определённый круг тех организаций, где та деятельность осуществляется – это государственные органы, включая ОГВ, строевые подразделения (военная правоохранительная служба)

5. связана с осуществлением властных полномочий

6. не связана с производством материальных ценностей. Включает работу с информацией или работу по управлению с людьми и коллективами

7. осуществляется на профессиональной основе государственными служащими

8. это государственно-служебная деятельность, которая финансируется из гос. бюджета – федерального или субъектов

Основной вопрос стоит насчет соотношения государственно-служебной деятельности и трудовой деятельности, а также отраслевой принадлежности государственных служебных отношений – разновидность трудовой или самостоятельна

Европа: отнесена к публичному праву (ограничения, запреты), в отличие от трудовой.

СССР: государство умрёт по мере приближения к коммунизму, нет смысла создавать публичный институт, не хотели отделять от народа – разновидность трудовой, особенно в отношении гражданской. Правоохрана, военная – другое дело.

РФ: ФЗ «Об основах гос. службы» (утратил силу) примат публично-правового регулирования, тенденция продолжена: ТП применяется в служебных отношениях субсидиарно, если не урегулирована служебным зд (муниципальная, которая менее регламентирована).

Виды гос. службы:

1. гос гражданская служба. Она бывает федеральная и субъектов.

2. военная

3. правоохранительная

2 и 3 – это милитаризированная служба

Разделение осуществляется в зависимости от органа, в котором она осуществляется.

1. ГГС на федеральном уровне осуществляется в Администрации Президента, Аппаратах ГД и СФ, Аппаратах высших судебных органов и всех федеральных судов (помощники судей), Аппарат Правительства (секретариаты, департаменты), ФОИВ как центральные, так и территориальные, Аппарат Счётной Палаты, Аппарат ЦИК, Аппарат Уполномоченного по правам человека.

В субъектах РФ – в Аппарате ВДЛ, Аппарате ПО, Аппарате судов субъектов, центральных и территориальных ОИВ, если есть – в Аппарате ВИО.

2. Правоохранительная – в ОВД (ФМС), органах юстиции (ФСИН и ФССП), таможенной службе (не вся – часть гос. гражданская), Госнаркоконтроль.

3. Военная – специфика – может проходиться не только в ГО, но и в строевых подразделениях (воинских частях) – органах Минобороны и подчинённых ему строевых подразделениях (курс на уменьшение числа военнослужащих), ФСБ (Фед огранслужба), Службе внешней разведки, МЧС РФ. (Причем в одном органе могут осуществляться 2 вида службы).