Понятие и основные характеристики системы исп. власти.

СИСТЕМА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РФ.

Исполнительная власть явл. одной из разновидностей государственной власти, исторически возникла первой, изначально гос. управление сочетало в себе всю власть.

1. полипредметность деятельности

2. огромное количество субъектов, осуществляющих её вкупе с узкой специализацией

3. оперативное и срочное принятие решений – проц. регулирование сужено

4. территориальный масштаб деятельности – разветвлённость

5. самый жёсткий инструментарий для принуждения

6. самая закрытая от общественного принуждения – наименее гласно принимает решения, в силу узкой специализации вынуждена устанавливать правила поведения сама для себя.

7. хуже всего прописана в КРФ – статус Правительства, косвенно упоминает фед. министерства (через министров).

8. законодательного регулирования организации и деятельности ИВ тоже нет.

Система ИВ в РФ основана на 3х принципах:

1. дуализма :

ст. 1 ФКЗ «О Правительстве»: Правительство – высший орган ИВ («Возглавляет»),

формально - да,

фактически - полномочия по руководству ОИВ разделены между Правительством РФ и Президентом РФ.

Указ Президента «Вопросы системы и структуры ФОИВ» от 12.05.08 №724: перечень ФОИВ, определена их подчинённость (Президенту – 20, Правительству – 64).

Правительство организационно не подчинено Президенту – трактовка КС положений КРФ: «Президент явл. Верховным Главнокомандующим и определяет направления внеш. и внутр. политики» = осуществляет непоср. руководство ОИВ в полномочия которых входит обеспечение безопасности и управление ин. делами.

Такая трактовка не является единственно возможной – в др. государствах аналогичные нормы (ВС Венгрии – в военное время только) м. толковаться по-иному. В КРФ не написано, что он чем-то руководит. Необходимость разграничения полномочий – с точки зрения КРФ – только путём самоустранения Президента от вмешательства в повседневную деятельность Правительства РФ.

Президент м. председательствовать на заседаниях Правительства, отменять акты Правительства.

На практике – председательствовал 1-2 раза в год, за 15 лет было отменено 4 акта Правительства.

2. единства ИВ :

присутствует только в федеративных государствах, обеспечивает единство подходов гос. политики, суверенитет, целостность государства. Работает только вместе с принципом …

3. разграничения предметов ведения и полномочий:

Есть 3 вида предметов ведения

В рамках исключительных предметов ведения РФ:только ФОИВ принимают нормативные акты, а исполнять их обязаны и ФОИВ и ОИВ субъектов РФ (подчинены).

В сфере совместного ведения:ФОИВ и ОИВ субъектов РФ формально и фактически не соподчинены друг другу, каждый в рамках своей компетенции принимают НА и организуют их исполнение.Образование – высшее образование – федерация, среднее – у субъектов своё регулирование.Возможны следующие формулы взаимодействия ФОИВ и ИОВ субъектов РФ:

1. управление осуществляется 2мя неподчинёнными друг другу ФОВ и субъектов РФ.

( Минздравсоцразвития, Минздрав Свердловской области)

2. управление осуществляется органами, находящимися в двойном подчинении.

Милиция общественной безопасности: субъекты РФ м. создавать и финансировать доп. подразделения Милиции общественной безопасности (ГИБДД, ППС, участковые милиционеры), но организационно они всё равно входят в МВД и ему подчинены.

3. управление осуществляется органом субъекта РФ, которому федерация делегировала часть своих полномочий

Обеспечение всех ветеранов войны квартирами – чтобы не дублировать региональные органы.

4. функции ОИВ субъекта РФ передаются территориальным органам ФОИВ.

в центр. России, когда не было денег на создание собственных органов

В сфере исключительного ведения субъектов РФ –

ОИВ субъекта РФ вправе осуществлять нормативное регулирование, которое имеет приоритет перед федеральным и не подчинены. На практике – нет такого.