Понятие и основные характеристики системы исп. власти.
СИСТЕМА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РФ.
Исполнительная власть явл. одной из разновидностей государственной власти, исторически возникла первой, изначально гос. управление сочетало в себе всю власть.
1. полипредметность деятельности
2. огромное количество субъектов, осуществляющих её вкупе с узкой специализацией
3. оперативное и срочное принятие решений – проц. регулирование сужено
4. территориальный масштаб деятельности – разветвлённость
5. самый жёсткий инструментарий для принуждения
6. самая закрытая от общественного принуждения – наименее гласно принимает решения, в силу узкой специализации вынуждена устанавливать правила поведения сама для себя.
7. хуже всего прописана в КРФ – статус Правительства, косвенно упоминает фед. министерства (через министров).
8. законодательного регулирования организации и деятельности ИВ тоже нет.
Система ИВ в РФ основана на 3х принципах:
1. дуализма :
ст. 1 ФКЗ «О Правительстве»: Правительство – высший орган ИВ («Возглавляет»),
формально - да,
фактически - полномочия по руководству ОИВ разделены между Правительством РФ и Президентом РФ.
Указ Президента «Вопросы системы и структуры ФОИВ» от 12.05.08 №724: перечень ФОИВ, определена их подчинённость (Президенту – 20, Правительству – 64).
Правительство организационно не подчинено Президенту – трактовка КС положений КРФ: «Президент явл. Верховным Главнокомандующим и определяет направления внеш. и внутр. политики» = осуществляет непоср. руководство ОИВ в полномочия которых входит обеспечение безопасности и управление ин. делами.
Такая трактовка не является единственно возможной – в др. государствах аналогичные нормы (ВС Венгрии – в военное время только) м. толковаться по-иному. В КРФ не написано, что он чем-то руководит. Необходимость разграничения полномочий – с точки зрения КРФ – только путём самоустранения Президента от вмешательства в повседневную деятельность Правительства РФ.
Президент м. председательствовать на заседаниях Правительства, отменять акты Правительства.
На практике – председательствовал 1-2 раза в год, за 15 лет было отменено 4 акта Правительства.
2. единства ИВ :
присутствует только в федеративных государствах, обеспечивает единство подходов гос. политики, суверенитет, целостность государства. Работает только вместе с принципом …
3. разграничения предметов ведения и полномочий:
Есть 3 вида предметов ведения
В рамках исключительных предметов ведения РФ:только ФОИВ принимают нормативные акты, а исполнять их обязаны и ФОИВ и ОИВ субъектов РФ (подчинены).
В сфере совместного ведения:ФОИВ и ОИВ субъектов РФ формально и фактически не соподчинены друг другу, каждый в рамках своей компетенции принимают НА и организуют их исполнение.Образование – высшее образование – федерация, среднее – у субъектов своё регулирование.Возможны следующие формулы взаимодействия ФОИВ и ИОВ субъектов РФ:
1. управление осуществляется 2мя неподчинёнными друг другу ФОВ и субъектов РФ.
( Минздравсоцразвития, Минздрав Свердловской области)
2. управление осуществляется органами, находящимися в двойном подчинении.
Милиция общественной безопасности: субъекты РФ м. создавать и финансировать доп. подразделения Милиции общественной безопасности (ГИБДД, ППС, участковые милиционеры), но организационно они всё равно входят в МВД и ему подчинены.
3. управление осуществляется органом субъекта РФ, которому федерация делегировала часть своих полномочий
Обеспечение всех ветеранов войны квартирами – чтобы не дублировать региональные органы.
4. функции ОИВ субъекта РФ передаются территориальным органам ФОИВ.
в центр. России, когда не было денег на создание собственных органов
В сфере исключительного ведения субъектов РФ –
ОИВ субъекта РФ вправе осуществлять нормативное регулирование, которое имеет приоритет перед федеральным и не подчинены. На практике – нет такого.