Законодательная база информатизации общества

 

Высокие темпы информатизации, а также социально-экономические изменения в обществе, происшедшие в последние годы, требовали законодательного регулирования отношений, складывающихся в области информационных технологий. Эта проблема во многом была решена принятием Государственной Думой РФ 25 января 1995 года Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации». В законе даны определения основных терминов: информация; информатизация; информационные системы; информационные ресурсы; конфиденциальная информация; собственник и владелец информационных ресурсов; пользователь информации. Государство гарантирует права владельца информации, независимо от форм собственности, распоряжаться ею в пределах, установленных законом. Владелец информации имеет право защищать свои информационные ресурсы, устанавливать режим доступа к ним. В законе определены права и обязанности граждан и государства по доступу к информации. В нем установлен общий порядок разработки и сертификации информационных систем, технологий, средств их обеспечения, а также порядок лицензирования деятельности в сфере информационных технологий. В этом законе определены цели и режимы защиты информации, а также порядок защиты прав субъектов информационных процессов и информатизации.

Другим важным правовым документом, регламентирующим вопросы защиты информации в компьютерных системах, является закон РФ «О государственной тайне». Он принят Постановлением Верховного Совета РФ от 21.07.1993г. Закон определяет уровни секретности государственной информации (грифы секретности) и соответствующую степень важности информации. Руководствуясь данным законом и «Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне», введенным в действие Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 года, соответствующие государственные служащие устанавливают гриф секретности информации.

Отношения, связанные с созданием программ и баз данных, регулируются Законом Российской Федерации от 23 сентября 1992 года «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» и Законом Российской Федерации от 09 июля1993 года «Об авторском праве и смежных правах».

На основании приведенных правовых документов ведомства (министерства, объединения, корпорации и т.п.) разрабатывают нормативные документы (приказы, директивы, руководства, инструкции и др.), регламентирующие порядок использования и защиты информации в подведомственных организациях.

Очень важным правовым вопросом является установление юридического статуса компьютерных систем и особенно статуса информации, получаемой с применением компьютерных систем. Статус информации или ее правомочность служит основанием для выполнения (невыполнения) определенных действий. Например, в одних автоматизированных системах управления (АСУ) соответствующее должностное лицо имеет юридическое право принимать решения только на основании информации, полученной из АСУ. В других АСУ для принятия решения необходимо получить подтверждающую информацию по другим каналам. В одной и той же АСУ решение может приниматься как с получением подтверждающей информации, так и без нее. Примером может служить организация перевода денег с помощью АСУ. До определенной суммы перевод осуществляется автоматически при поступлении соответствующей заявки. Для перевода крупной суммы выполняются дополнительные процедуры проверки правомочности такой операции. Для этого может быть затребована дополнительная информация, в том числе и по дублирующей системе, а окончательное решение о переводе денег может принимать должностное лицо.

Правовой статус информации устанавливается с учетом ее стоимости (важности) и степени достоверности, которую способна обеспечить компьютерная система.

Важной составляющей правового регулирования в области информационных технологий является установление ответственности граждан за противоправные действия при работе с компьютерными системами или причинившие ущерб владельцам компьютерных систем, получили название компьютерных преступлений. В нашей стране 1 января 1997 года введен в действие новый Уголовный кодекс РФ. В него впервые включена глава №28, в которой определена уголовная ответственность за преступления в области компьютерных технологий.

В статье 272 предусмотрены наказания за неправомерный доступ к компьютерной информации. За данное деяние предусмотрены наказания, лежащие в диапазоне от денежного штрафа в размере 200 минимальных размеров оплаты труда до лишения свободы на срок до 5 лет. Отягощающими вину обстоятельствами являются совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо лицом с использованием своего служебного положения, а равно имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети.

Статья 273 устанавливает ответственность за создание, использование и распространение вредоносных (вредительских) программ для ЭВМ. По этой статье предусмотрено наказание от штрафа в размере минимальной оплаты труда или иного дохода осужденного за два месяца до лишения свободы на срок до семи лет (в зависимости от последствий).

В статье 274 определена ответственность за нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети. Нарушение правил эксплуатации лицом, имеющим доступ к ЭВМЮ, системе ЭВМ или их сети, если данное деяние причинило существенных вред, наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот часов. Если те же деяния повлекли тяжкие последствия, то предусмотрено лишение свободы на срок до 4 лет.