Железные дороги нашей страны имеют богатую историю. Их прообразом явились колейные лежневые пути.
Краткие сведения о возникновении и развитии отечественных
железных дорог
Хронология событий:
1738 г. – первые чугунные рудничные дороги появились в Англии.
1764 г. – на Колываново-Воскресенских заводах на Алтае была применена Кузьмой Фроловым механическая канатная тяга по рельсолежневым внутрицеховым путям ( в форме желоба). Вагонетки с рудой перемешались по путям с помощью водяного колеса и канатов.
1767 г. – Ричард Рейнольдс уложил стальные рельсы к шахтам и рудникам в Англии.
1788 г. – на Александровском заводе в городе Петрозаводске А.С.Ярцевым сооружена рельсовая чугунная дорога протяженностью 174 м.
1801 г. – Петр Фролов закончил строительство на Алтае чугунной дороги с конной тягой.
1809 г. – образован Корпус инженеров путей сообщения в Санкт-Петербурге для проектирования, строительства, и эксплуатации дорог, гражданских и гидротехнических сооружений. В этом же году образован институт Корпуса инженеров водных и сухопутных путей сообщения ( в дальнейшем ЛИИЖТ, ПГУПС).
1830 г. – сооружена первая паровая железная дорога Ливерпуль-Манчестр,
в США - 64 км Чарльстон-Огеста.
1834 г. – построена первая в России чугунная железная дорога с паровой тягой (механиками отцом и сыном Черепановыми) в Нижнем Тагиле на Урале протяженностью 1 км от рудника до завода. Они же создали первый в России паровоз, который перевозил 3.3 тонн руды в сутки со скорость 13-15 км/час.
1837 г. – первая в России дорога общего пользования между Петербургом и Царским селом длиной 27 км, шириной колеи – 1829 мм.
1839 г. – показана на промышленной выставке в Петербурге действующая модель электрического локомотива (Б.С.Якоби).
1844 г. – начат серийный выпуск тепловозов на Александровском заводе.
1851 г. – началось строительство Петербурго-Московской двухпутной магистрали длиной 650 км. Строилась 8 лет одновременно с двух сторон.
1852 г. – На Петербурго-Московской дороге применена телеграфная связь.
1860 г. – введены единые обязательные для всех линий габариты приближения строений и подвижного состава, разработанные профессором Н.Н.Липиным.
1861 г.- усиление и начало строительства железных дорог ( из-за отмены крепостного права увеличился экспорт хлеба): Москва – Курск –1868 г., Курск –Киев – 1870 г., Москва –Брест – 1871 г., Красноводск –Ташкент – 1899 г.
1879 г. -сооружена сортировочная станция Петербург –Сортировочный.
1891 г. – начало строительства самой длинной дороги в мире (длина 6503 км) Великого Сибирского пути с двух сторон: с Челябинска и с Владивостока
1899 г. – сооружена первая сортировочная горка на станции Ртищево.
1870-1880 г.г.- начало формирования железнодорожных узлов, объединивших станции в крупных городах (Петербургский, Московский, Ростовский узлы)-
1873 г. – внедрено Положение о сигналах.
1874 г. – введены правила движения поездов по железным дорогам и правила охраны, содержания и ремонта дорог ( с частичным отражением вопросов по сигнализации).
1898 г. – утверждены первые Правила технической эксплуатации (ПТЭ).
1904 г. – завершено строительство ж.д. линии Царское село – Дно с переустройством колеи на 1524 мм (5 футов), наибольший уклон 2%, наименьший радиус кривой – 448 м.
1909 г. – введение на всей сети Общих правил сигнализации на железных дорогах, действовавшие до 1924 г.
1924 г. – утверждены первые советские ПТЭ и построен первый тепловоз с электрической передачей по проекту профессора Я.М.Гаккеля, совершил рейс по железной дороге Петербург-Москва.,
1926 г. – открыт первый электрифицированный участок Баку –Сабуничи – Саруханы.
1930 г. – сдан в эксплуатацию Турксиб (Луговая –Алма-Ата –Семипалатинск
протяженностью 1442 км.
1930 г. – вступил в эксплуатацию первый опытный участок автоблокировки (АБ) Покровско-Стрешнево –Волоколамск длиной 114 км.
1932 г. – построен первый отечественный электровоз ВЛ19 мощностью 2700 л.с.
1934 г. – сдана в эксплуатацию первая механизированная сортировочная горка на станции Красный Лиман.
1936 г. – начало внедрения диспетчерской централизации, впервые оборудован участок Люберцы –Куровская.
1956 г.- принято решение «О Генеральном плане электрификации железных дорог».
1957 г. – завершен перевод рабочего парка вагонов на автосцепку
1974 г – начало строительства БАМа протяженностью 3147 км.
1984 г. – открыто рабочее движение по всей протяженности БАМа.
1989 г.- завершена электрификация самой большой магистрали 7 тыс.км Москва –Омск-Иркутск-Карымская-Куэнгаэ
2000 г. – введена в промышленную эксплуатацию система «ДИСПАРК».
2001 г. - начата разработка системы «ЭКСПРЕСС-3».
Краткие сведения о зарубежных железных дорогах
Состояние и работа зарубежных железных дорог имеет свои особенности. Железные дороги стран Восточной и Центральной Европы, Китая и Монголии продолжают развиваться, что вызвано увеличением грузовых и пассажирских перевозок.
Наиболее густая сеть железных дорог в Венгрии и Польше, где на 1000 кв.км приходится соответственно 75 и 80 км железнодорожных линий. В Китае густота сети составляет 6 км на 1000 кв.км территории.
Ширина колеи: на европейских железных, в США - 1435 мм