ТЕМА ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

ЛЕКЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ»

 

Условно все многообразие компьютерных программных комплексов и систем можно разделить на шесть типов:

1) информационно-справочные системы;

2) автоматизированные рабочие места;

3) экспертные, экспертно-консультирующие системы;

4) расчетно-аналитические системы;

5) автоматизированные обучающие системы;

6) автоматизированные системы обработки изображений.

Рассмотрим их более подробно.

1. Информационно-справочные системы.

Характерной компьютерной системой, относящейся к первому направлению и эксплуатируемой во многих МВД, УВД, горрайорганах, является АИС «КАДРЫ». Адаптированная к рабочему месту сотрудника кадрового аппарата названная система предназначается для автоматизации процесса управления кадровым составом.

Применение АИС «КАДРЫ» позволяет в диалоге с компьютером :

накапливать и анализировать информацию по кадровому составу;

производить расчеты по выслуге лет, связанные с присвоением очередных званий и уходом на пенсию;

использовать информацию, хранящуюся в памяти ЭВМ, для автоматизации процесса подготовки кадровых документов;

хранить и использовать справочную информацию как по личным делам, так и регламентирующую работу с кадрами;

осуществлять эффективный контроль со стороны руководителей кадровых подразделений за состоянием кадровой работы.

АИС реализует следующие функции :

ввод документов с возможностью символьного и цифрового представления информации, синтаксического и логического контроля; использование различных форм ввода документа;

поиск документов по совокупности значений одного и (или) нескольких реквизитов; последовательный или прямой доступ к данным, в зависимости oт заданного поискового предписания; использование итерационного подхода при выборе данных;

вывод полученной при поиске информации на экран видеотерминала, печатающее устройство в виде отдельных первичных документов по произвольной форме (анкетный вид), списка первичных документов по произвольной совокупности реквизитов (табличный вид), статистических данных.

Система предусматривает адаптацию к конкретному пользователю, содержит удобные средства задания конфигурации, имеет возможность графического представления исходных данных.

Дальнейшее развитие АИС «КАДРЫ» заключается в создании на ее основе системы поддержки кадровых решений, содержащей интеллектуальную составляющую, которая предоставляет возможность работать с качественной, субъективной информацией и ориентироваться на неподготовленного пользователя.

Другой системой, весьма распространенной в органах внутренних дел, является АИС «ДЕЖУРНАЯ ЧАСТЬ», предназначенная для сотрудников дежурной части, включающая базы данных по соответствующим учетам, нормативным и инструктивным документам, а также необходимую справочную информацию для поддержки принятия решений. Она позволяет:

создавать базу данных по поступающим в дежурную часть заявлениям и сообщениям о похищенных вещах;

оперативно вызывать необходимые инструктивные и справочные документы для быстрого принятия решений по поступающим заявлениям и сообщениям;

осуществлять поиск нужных документов и реквизитов (например, лиц и вещей, проходящих по различным сообщениям о происшествиях), в том числе в контекстном режиме (по неполным реквизитам, например по части адреса либо части фамилии);

контролировать прохождение документов и их исполнение;

вести статистическую обработку имеющихся данных;

распечатывать информацию непосредственно из программы либо создавать текстовые файлы для хранения нужных документов и их качественной печати в текстовых редакторах.

Программное обеспечение системы организовано применительно к пяти основным задачам:

1) «Заявления и сообщения»;

2) «Похищенные вещи»;

3) «Типовые планы»;

4) «Справочная информация»;

5) «Неотложные действия».

Названные задачи могут содержать ряд подзадач. Например, задача «заявления и сообщения» подразделяется на подзадачи: «Основная форма документа», «Первичные сведения» и «Принятые решения».

Основными информационными документами для каждой задачи являются информационные карты с соответствующими стандартными наборами реквизитов (регистрационные, события, их характер, адреса, фамилии, даты, признаки правонарушения, принятие мер и т.д.), которые вносятся в базу данных пользователем. Для удобства заполнения и просмотра реквизитов, содержащих несколько однотипных информационных параметров либо большой объем текста, предусмотрены мультигруппы. Наличие словарей для ряда сложных реквизитов существенно облегчает их заполнение, причем пользователь может самостоятельно пополнять словари. Специальная система подсказок позволяет свободно ориентироваться в работе с системой. Для защиты от несанкционированного доступа предусмотрено паролирование входа в систему, отдельно предусмотрена защита формы основного документа и словарей.

Данная система может эффективно использоваться в дежурных частях от уровня отделения милиции до УВД, МВД. Работа с автоматизированной базой системы «ДЕЖУРНАЯ ЧАСТЬ» требует определенного уровня компьютерной грамотности и доступна для любого офицера после некоторой подготовки.

АИС «СВОДКА» позволяет:

создавать автоматизированную базу данных по поступающей в ОВД оперативной информации о событиях, происшествиях и преступлениях;

осуществлять поиск документов по заданным реквизитам и контекстному поиску (по неполным реквизитам);

осуществлять поиск нужных реквизитов, например лиц, проходящих по различным сводкам о происшествиях;

контролировать прохождение и исполнение документов;

вести статистическую обработку имеющихся данных;

составлять отчеты по поступлению корреспонденции и исполнению документов и т.п.

Программное обеспечение данной конкретной разработки, предназначенной для дежурной части МВД России, позволяет решать две основные задачи: «Криминальная сводка» и «События», которые в связи с характером и полнотой информационных документов подразделяются на ряд подзадач.

АИС «ГАСТРОЛЕРЫ» является автоматизированной базой данных, содержащей информацию о лицах, представляющих оперативный интерес для органов внутренних дел на транспорте, и об их связях; о нераскрытых преступлениях, совершенных на транспорте; о похищенных на транспорте, неразысканных или добровольно сданных вещах, имеющих индивидуальные номера или характерные особенности, предназначенные для использования оперативными подразделениями УВДТ и ОВДТ.

Программное обеспечение системы реализует три основные задачи:

1) «Лицо»;

2) «Нераскрытые преступления»;

3) «Вещи».

Указанные задачи могут содержать ряд подзадач. Например, задача «Нераскрытые преступления» подразделяется на подзадачи:

«Установочные данные преступления», «Приметы подозреваемого», «Сведения о подозреваемом». При этом система обеспечивает межзадачные связи, т.е. имеется возможность обрабатывать информацию сразу по всей базе данных (всем видам учетов).

АИС «НАРКОБИЗНЕС» предназначена для сотрудников отдела по незаконному обороту наркотиков и является интегрированной базой данных по рассматриваемому виду преступления с возможностью обеспечения межзадачных связей.

Система состоит из двух основных задач: «Факт» и «Фигурант». В дополнение к основным задачам разработаны вспомогательные: «Оружие», «Информация по связям с адресом» и «Трест (Корпорация)». Это позволяет накапливать как основную, так и дополнительную полезную информацию в ходе регистрации событий и лиц, связанных с незаконным оборотом наркотиков, качественно ее систематизировать и анализировать за счет организованных межзадачных связей. В систему межзадачных связей введены основные реквизиты, необходимые для выявления лиц, их связей с событиями и друг с другом, оружием и адресами, проходящими по разным учетам.

Программное обеспечение данной системы разработано по заданию Главного управления по незаконному обороту наркотиков МВД России для ведения оперативной и учетно-аналитической работы на уровнях от горрайорганов до УВД, МВД.

Система «ПИСЬМО» предназначена для сотрудников секретариата. Программное обеспечение данной конкретной разработки по управлению делами МВД России предусматривает решение двух основных задач: «Письмо граждан» и «Особый контроль».

Автоматизированная система ведения документации «СЕКРЕТАРЬ» является интегрированной базой данных широкого комплекса документации с возможностью обеспечения межзадачных связей. Ее программное обеспечение организовано по следующим основным задачам: «Секретариат», «Контроль (секретариат)», «Разносная книга», «Нормативный акт», «Контроль (нормативный акт)», «Коллегия», «Контроль 2 СО», «Приказ», «Словарь разверсток», ряд из которых имеет свои подзадачи, например «Исполнение», «Архив» и т. п.

Автоматизированная система «NOTEBOOK» предназначена для ввода, хранения и аналитической обработки информации, извлеченной из записных книжек и отдельных записей (количество неограниченно), изъятых сотрудниками правоохранительных органов. Она самостоятельно делает вывод о предполагаемых связях фигуранта : с кем он знаком и с кем он имеет общих знакомых. Эта информация активно используется оперативными службами в раскрытии преступлений против личности, имущественных преступлений, преступлений в сфере экономики и т.д. Анализируя информацию о связях фигурантов, система позволяет выявить преступные группировки и «наводчиков».

Система позволяет: быстро выяснить, имелась ли какая-либо запись во всех записных книжках, помещенных в базу данных (например, номер телефона, адрес, данные о фигуранте); быстро обработать информацию из какой-либо записной книжки. При наличии 100 записных книжек и при среднем их объеме по 100 записей в каждой, что требует 100 млн. сравнений, затрачивается около 1 мин. Ее можно использовать совместно с другими аналитическими система­ми, такими как автоматизированные информационные системы ОВД по учету лиц, происшествий, транспортных средств и др., а также применять данные, полученные из средств массовой информации.

2. Автоматизированные рабочие места (АРМ). Они отличаются от систем первого направления большими функциональными возможностями, включают (либо позволяют легко использовать) в качестве составных частей такие прикладные программы, как текстовые редакторы, электронные таблицы, средства деловой графики и т.п. Отметим, что граница между первым и вторым типами компьютерных систем весьма условна.

АРМ «АРСЕНАЛ - 93» предназначен для руководителей и сотрудников следственных аппаратов и дает возможность обеспечивать качественное ведение уголовных дел и повышать производительность труда сотрудников следственных подразделений. Он связывает между собой входящие в него информационные системы «Картотека уголовных дел», «Анализ показателей», «Доказательства», «Постановления», что позволяет формировать общее электронное досье.

АИПС «Картотека уголовных дел» контролирует движение дел, соблюдение процессуальных сроков, количество и виды проведенных экспертиз, применение научно-технических средств и методов, деятельность сотрудников по профилактике преступлений, производит оценку качества их работы и нагрузки.

АИПС «Анализ статистических показателей» позволяет получать показатели следственной работы для их анализа при подготовке управленческих решений на уровне следственного управления.

АИПС «Доказательства» автоматизирует подготовку большинства процессуальных документов. Система осуществляет поиск информации по реквизитам протоколов допроса и зафиксированных показаний, а также анализирует материалы дел.

АИПС «Постановления» автоматизирует процесс подготовки постановлений о привлечении лица в качестве обвиняемого и обвинительных заключений, постановлений о прекращении, приостановлении уголовных дел и об отказе в возбуждении уголовного дела. Идеология системы разрабатывалась с привлечением наиболее опытных работников следственных подразделений.

АРМ «АРСЕНАЛ» постоянно развивается и совершенствуется. Разрабатывается интерфейс для обращения к компьютерным фототекам и дактоучетам, ведутся работы по интеграции АРМа со специализированными экспертными системами.

АРМ «ГРОВД» создан с целью совершенствования информационного обеспечения оперативно-розыскной и управленческой деятельности городских и районных органов внутренних дел. Техническим обеспечением системы является сеть персональных компьютеров, работающих под управлением программно-инструментального средства «FLINT».

АРМ «ГРОВД» включает в себя следующие учетно-информационные задачи:

1. «Подучетник (лицо)»

2. «Подучетник (преступление)»

3. «Административная карточка»

4. «Похищенные вещи»

5. «Учет оружия»

6. «Нераскрытые преступления»

7. «Учет заявлений и сообщений»

8. «Статистика (Ф1, Ф11, Ф13)»

9. «Статистика (Ф2)»

10. «Учет личного автомототранспорта (АМТ)»

Информационной основой указанных задач являются формализованные первичные документы (карточки), реквизиты которых достаточно полно и однозначно характеризуют соответствующие объекты учета.

К функциональным возможностям АРМ «ГРОВД» относятся:

накопление сведений об интересующих органы внутренних дел объектах учета согласно перечисленным задачам;

оперативная коррекция накопленной информации;

поиск интересующих сведений как по полным или (и) контекстным значениям реквизитов, так и по числовым интервалам;

вывод найденных в системе сведений в максимальном объеме, в объеме, ограниченном требованиями пользователя, а также в специальных формах вывода, в том числе в табличных;

сортировка найденных записей по алфавиту, по датам, по убывающим значениям числовых реквизитов;

многократное последовательное уточнение запроса в одном сеансе поиска;

возможность проверки других массивов на наличие записей, относящихся к интересующему объекту, например проверка лиц, найденных в базе данных «Подучетник (лицо)», на их принадлежность к массивам «Подучетник (преступление)», «Учет оружия», «Административная картотека», «Учет личного АМТ»;

защита информации от несанкционированного доступа посредством введения специальных паролей;

изменение, в случае необходимости, первичных учетных документов (добавление/исключение реквизитов или изменение их параметров) без потери накопленной информации.

АРМ «ГРОВД» в различных вариантах, адаптированных к местным условиям, и дополненный конкретными пожеланиями пользователей, эксплуатируется во многих регионах России и республиках СНГ на уровне не только горрайорганов, но и областных управлений. В сравнении с аналогичными системами он отличается своей надежностью, возможностью работы с неограниченным количеством объектов учета, удобством использования и доступностью освоения, а также соответствием принятой концепции информатизации органов внутренних дел.

Развитие АРМ «ГРОВД» заключается в возможности включения в систему новых задач, а также в разработке специальной многофункциональной системы для проведения статистического анализа криминогенной обстановки в регионе на основании информации о зарегистрированных органами внутренних дел объектах учета.

3. Экспертные (ЭС), экспертно-консультирующие системы (ЭКС).

Рассматриваемые системы являются сравнительно новым и перспективным направлением использования компьютерных технологий в органах внутренних дел. Сюда же относится и экспертная система «БЛОК». Она предназначена для увеличения производительности труда и повышения качества работы сотрудников подразделений по борьбе с экономической преступностью (БЭП), помогает устанавливать возможные способы совершения хищений при проведении строительных работ.

На этапе ввода исходных данных система позволяет пользователю - оперативному уполномоченному аппарата БЭП сформулировать свою проблему. На основании введенной информации автоматически определяются возможные способы совершения хищений. Кроме того, в ЭС реализована возможность автоматического вывода списка признаков, соответствующих тому или иному способу совершения хищения. Этот список используется для планирования мероприятий по раскрытию преступления и документированию действий расхитителей. Для формирования решения о способе совершения пре­ступлений используется семь групп признаков: экономические, тех­нологические, товароведческие, бухгалтерские, оперативные, а также причастные лица и документы - носители информации.

Все выводы ЭС строятся на основе базы знаний (БЗ), которая содержит набор взаимосвязанных правил, позволяющих определить возможность совершения хищения тем или иным способом по произвольному (введенному пользователем) набору признаков. Система отличается простотой ввода новых знаний, что позволяет быстро адаптировать ее к изменяющимся внешним условиям, в процессе эксплуатации. В ЭС имеется подсистема помощи (HELP) по ее эксплуатации и подсистема обучения пользователя.

ЭС «БЛОК» реализована на базе естественно-языковой оболочки DIES для экспертных и информационных систем, разработанной в Институте проблем информатизации Российской Академии наук (ИЛИ РАН). Для разработки системы привлекались наиболее опытные сотрудники подразделений по борьбе с экономической преступностью. В настоящее время ведутся работы по развитию ЭС «БЛОК». Разрабатывается интерфейс для обращения к автоматизированным учетам, постоянно пополняется и совершенствуется база знаний системы.

ЭКС «ОХРАНА» предназначена для подготовки вариантов построения технических систем охраны объектов хранения товарно-материальных ценностей и жилых помещений.

На основе данных обследования объекта система позволяет:

определить категорию важности объекта, берущегося под охрану;

определить степень инженерной защищенности объекта;

установить требования к рубежам охраны;

подобрать, с учетом конкретных условий, технические требования для построения системы охранно-пожарной сигнализации;

рассчитать стоимость охраны объекта в зависимости от выбранного уровня его технической защиты.

Система «ОХРАНА» разработана с помощью инструментального средства «РИЗА», которое представляет собой оболочку, способную настраиваться на решение конкретной задачи с учетом присущих ей особенностей. В оболочке «РИЗА» предусмотрены два уровня настройки под конкретную область знаний. На первом уровне перенастроить оболочку может конечный пользователь, подготавливая базу знаний с включением в нее дополнительных процедур из библиотеки оболочки. На втором- осуществляется разработка дополнительных процедур с последующим включением их в библиотеку оболочки, ведется работа по развитию возможностей системы, разрабатывается интерфейс для связи ЭС со специализированными информационно-поисковыми системами подразделений охраны, постоянно пополняется и корректируется база знаний.

Экспертная система «СПРУТ» позволяет на основании знаний о преступных формированиях, связей между лицами, экономических составляющих и фактов, представляющих оперативный интерес, устанавливать связи субъектов преступного формирования.

Система «СПРУТ» помогает решать следующие задачи:

определять наличие и тип преступной связи;

оценивать степень достоверности принимаемых решений, основываясь на интервально-статистическом анализе данных;

вводить новые предметные знания о конкретных организационных структурах и людях, их родовидовых и других связях на естественном языке;

пополнять знания о типовых схемах преступлений, которые используются для активизации запросов на недостающую информацию, а также для выдачи готовых решений;

получать ответы на запросы (в формах естественного языка) по конкретным фактам о преступниках и установленным связям;

формировать тексты, касающиеся любой информации из БЗ системы, обеспечивать выдачу описаний конкретных (указанных пользователем) объектов, а также используемых схем и структур;

получать графическое представление о структуре преступного формирования;

планировать мероприятия по документированию действий лиц, входящих в организованное преступное формирование.

Система «СПРУТ» имеет встроенную БЗ, которая служит для хранения как предметных, так и лингвистических знаний. Она разрабатывается совместно с ИЛИ РАН. В настоящее время существует опытный прототип экспертной системы. Ведутся работы по развитию базы знаний, насыщению ее конкретными фактами и структурами. Разрабатывается интерфейс для связи с действующими оперативными учетами ОВД.

 

4. Расчетно-аналитические системы.

Важным направлением, отражающим переход к более высокому уровню информационной деятельности в органах внутренних дел, являются названные системы. Например, справочная информационно-аналитическая система «ГУ ОХРАНЫ РФ» обеспечивает информационно-аналитическую службу охраны верхнего уровня (МВД/УВД) компьютерным инструментарием сбора, накопления, анализа и подготовки отчетов по основным показателям деятельности службы.

К основным задачам расчетно-аналитической системы относятся:

ведение и корректировка основных статистических показателей деятельности службы в регионах по годам;

получение любых абсолютных и относительных показателей деятельности службы на основе имеющихся исходных статистических показателей;

прогнозирование статистических показателей деятельности службы в регионах.

Система ориентирована на пользователя, незнакомого с системами ведения и анализа крупномасштабных электронных таблиц общего назначения. Сотрудник информационно-аналитической службы имеет возможность:

в диалоговом режиме вводить новые статистические показатели деятельности службы, корректировать старые и быстро определять степень наполненности базы данных по разным информационным

срезам, регионам и годам;

получать любые выборки абсолютных и относительных показателей, беря исходные данные о деятельности службы за разные годы, по любым регионам, и представлять их в табличной форме, готовой для включения в текстовые файлы;

в процессе формирования таблицы манипулировать столбцами, придавая таблице лучшую форму и сортируя строки-регионы по любому столбцу. Любые промежуточные формы аналитических таблиц могут накапливаться в выходном файле-отчете.

Прогнозирование любого статистического показателя деятельности службы строится на основе автоматического выбора лучшего типа экстраполяционной модели. Пользователю представляется возможность вывести результаты прогнозных расчетов как в табличном виде, так и в виде столбиковой диаграммы.

Сходная информационно-аналитическая система «ГАИ» обеспечивает информационно-аналитическую службу ГАИ на уровне МВД, УВД компьютерным инструментарием сбора, накопления, анализа и прогнозирования информации и подготовки отчетов по основным показателям аварийности на транспорте. Основные задачи:

ведение и корректировка основных статистических показателей дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в регионах по годам;

получение абсолютных и относительных показателей аварийности на основе имеющихся статистических показателей ДТП;

прогнозирование статистических показателей ДТП в регионах;

анализ состояния аварийности по группам регионов с оценкой резервов снижения уровня аварийности по разным категориям;

ранжирование регионов по основным показателям аварийности с учетом структуры ДТП и их динамики за последние годы.

Анализ резервов снижения аварийности позволяет выделить среди однотипных в социально-экономическом плане регионов такие, у которых состояние аварийности значительно ниже или выше по интересующим видам ДТП.

5. Автоматизированные обучающие системы (АОС).

Предлагаемая АОС «АЛГОРИТМ» предназначена для обучения слушателей учебных заведений МВД России и оперативного состава (в рамках служебной подготовки) правилам организации и применения оперативно-технических средств (ОТС).

Процесс обучения основан на обобщенном алгоритме процедур определения целесообразности применения ОТС, их выбоpa, организации оперативно-розыскных мероприятий, документального оформления результатов и их реализации. Работа системы строится на принципах ситуационного обучения. Обучаемому последовательно предъявляются тексты, содержащие описание ситуаций, либо вопросы и предлагается выбрать вариант ответа или действия. В зависимости от ответа система выбирает вариант продолжения работы. В случае неправильного ответа обучаемому выдается материал, позволяющий уяснить учебный вопрос. Если ответ точен, то предлагается следующая порция учебного материала и задается новое задание. По завершении работы система выдает протокол сеанса, который может быть проанализирован преподавателем или самим обучаемым. Система разработана с помощью инструментального средства «АДОНИС», имеет дружественный интерфейс, практически не требует времени на освоение процедур работы с нею и может эксплуатироваться на любых ПЭВМ типа IBM.

АОС «СЛЕДОВАТЕЛЬ» применяется для проведения комплексных деловых игр, а также практических занятий со слушателями, студентами, следователями и работниками дознания по методике расследования разбойных нападений, грабежей, краж, угонов, преступлений, совершенных устойчивыми преступными группами, многоэпизодных преступлений.

В процессе проведения комплексного оперативно-тактического учения на базе данной АОС имитируется деятельность устойчивой преступной группы рецидивистов на территории областного центра. В раскрытии преступлений принимает участие несколько игровых коллективов (райотделов), в каждом из которых находятся различные уголовные дела, связанные с деятельностью одной преступной группы. АОС предполагает выделение ролей для руководителей аппарата УВД.

Система позволяет отрабатывать не только вопросы методики расследования преступлений, но и навыки использования сил и средств органов внутренних дел в раскрытии преступлений. Преступники могут быть «задержаны» и привлечены к уголовной ответственности только при координированном использовании возможностей следственного аппарата, аппарата уголовного розыска, экспертов, службы охраны общественного порядка.

По завершении сеанса предусмотрено подведение его итогов в автоматическом режиме для отдельных коллективов (общий итог подводится преподавателем).

Содержание курса может корректироваться (и даже полностью изменяться) в режиме текстового редактора без вмешательства в программное обеспечение. Система используется при изучении дисциплин, преподаваемых на кафедре уголовного процесса и организации расследования преступлений.

Учебный вариант АРМ «ГРОВД» предназначен для обучения курсантов и слушателей учебных заведений МВД РФ навыкам работы с автоматизированными информационными системами. В рамках учебного АРМ обеспечена возможность приобретения навыков использования оперативно-розыскных, профилактических и справочных учетов горрайорганов и получения информации:

о лицах, представляющих оперативный интерес для данного органа внутренних дел, а также их связях;

о нераскрытых преступлениях, зарегистрированных на территории обслуживания данного органа;

о похищенных (неразысканных), изъятых и выявленных, а также добровольно сданных предметах, имеющих индивидуальные номера или характерные особенности ;

об огнестрельном оружии, находящемся в пользовании граждан и организаций;

о лицах, совершивших административные правонарушения;

о лицах, совершивших административные правонарушения по линии ГАИ;

о транспортных средствах и их владельцах.

6. Автоматизированные системы обработки изображений.

Рассматриваемые системы требуют не только компьютерной техники с большим быстродействием и большими объемами памяти, но и специальной аппаратурной поддержки в виде аудио- и видеоплат, технологии мультимедиа.

Конечно, наиболее простые системы типа автоматизированной системы составления композиционных портретов «ФОТОРОБОТ» могут обходиться и без вышеупомянутых аппаратурных дополнений. Названная система предназначена для создания экспертами при участии очевидцев субъективных портретов лиц, подозреваемых в совершении преступлений.

С помощью системы процесс создания композиционного портрета становится оперативным, улучшаются его качество и достоверность, что в целом повышает эффективность решения задач, связанных с розыском или опознанием лиц, представляющих интерес для органов внутренних дел. Автоматически решается задача накопления субъективных портретов в банке данных, получения печатных копий, необходимых изображений в требуемой форме и передачи их по каналам компьютерной связи.

Компоновка портрета осуществляется из отдельных элементов, объединенных в 27 групп, куда входят: прически, глаза, носы и т.д, как мужские, так и женские. Кроме того, представлены группы элементов, содержащие изображения усов, очков, головных уборов, различных морщин, верхней части одежды, кулонов, серег и др. Дополнительно имеются группы с элементами профильного портрета. Количество элементов в некоторых группах достигает 250 и выше. По­лученные портреты дополняются и корректируются «вручную» такими элементами, как родимые пятна, шрамы и пр. Имеется возможность менять взаиморасположение элементов портрета, осуществлять их сдвиг, поворот, сжатие или растягивание. Предусмотрен также автоматический перебор элементов выбранной группы. Готовые фотороботы накапливаются в БД с возможностью их дальнейшей корректировки и печати в выбранном формате. В перспективе предусматривается ввод и накопление фотографий с вычленением из них отдельных элементов (глаза, прически и пр.) и пополнение ими соответствующих наборов.

Система «ФОТОРОБОТ» постоянно совершенствуется, что выгодно отличает ее от подобных систем, используемых в органах внутренних дел, таких, как KRIS или ELLY, обладает большим разнообразием элементов и дополнительными функциональными возможностями по сравнению с системой, разработанной Московским государственным техническим университетом им. Н.Э. Баумана.

Система «FaceManager» разработана с целью создания и ведения графических баз данных для использования в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел при решении задач, связанных с поиском и опознанием интересующих объектов по имеющимся видеозаписям или их фрагментам. Каталогизация и быстрый доступ к имеющейся текстовой и видеоинформации, ее передача по каналам электронной связи и другие возможности существенно отличают «FaceManager» от традиционных архивов на видеокассетах.

Заполнение системы возможно из существующей видеотеки или фототеки. Изображения вводятся в компьютер с видеокамеры, видеомагнитофона при помощи платы видеоввода (ч/б или цветной) или сканером. Цветное изображение занимает на диске 7 Кб. Система позволяет осуществлять поиск информации по текстовым полям (реквизитам), соответствующим учетной карточке ИПК-Лицо, осуществлять просмотр информации в различных режимах и распечатывать ее на любых принтерах. Созданная база данных снабжена системой защиты от несанкционированного доступа.

Система «FaceManager» адаптируется к различным СУБД. Так, разработанная система FM-FLINT дополняет широко используемое в органах внутренних дел инструментальное средство FLINT и созданные на его основе прикладные автоматизированные информационно-поисковые системы возможностями ввода и хранения изображений.

В новых версиях системы «FaceManager» предусмотрены средства сетевой поддержки, дающие возможность связи с удаленными абонентами системы по телефонным каналам. Поддерживаются любые типы модемов. Возможна работа в локальной сети (Arcnet, Ethernet и др.). Предусмотрена обработка графических образов, например, при вводе изображений производится их сглаживание, удаление шумовых помех, контрастирование, цветовая коррекция, отсечение и выравнивание фона и т.д.

Информационно-поисковая система (ИПС) «ПОРТРЕТ» разработана для использования в органах внутренних дел при решении оперативно-розыскных задач, требующих накопления, хранения и быстрого поиска карточек с фотографиями лиц, склонных к совершению преступления. Она позволяет создать базу данных, содержащую графическую информацию. Это могут быть фотографии, снятые сканером, сделанные непосредственно цифровой фотокамерой, или изображения, полученные с видеокамеры или видеомагнитофона.

Поиск осуществляется по любым из имеющихся параметров, как то: Ф.И.О, дата рождения, место жительства, состав и способ совершения преступления, а также по словесному описанию примерно вида: форма лица, глаз, носа, бровей и т.п., без жестких требований к данным параметрам. Система разработана для автоматизации дактилоскопического учета в районных отделах органов внутренних дел, располагающих небольшим объемом информации.

ИПС «ПОРТРЕТ» предоставляет возможность вести накопление данных с дактилокарт и карточек следов с мест преступлений, проводить выборки дактилокарт и карточек следов, производить как поиск отпечатков в дактокартах по имеющимся следам, так и решать обратную задачу. Кодирование отпечатков пальцев рук осуществляется оператором при помощи программы по десятипальцевой системе кодировки, позволяющей делать выборки по неполным исходным данным.

Удобство и доступность использования рассматриваемой системы, построенной на основе компьютерной графики, весьма облегчают работу оператора при кодировании отпечатков пальцев и следов путем поиска ближайшего аналога из наиболее часто встречающихся графических примеров дактилоскопических изображений. Такой подход значительно снижает вероятность ошибок при постановке на учет, сокращает время на кодирование и ввод информации, обеспечивает оперативность поиска в базе данных. Кроме того, система позволяет накапливать не только информацию о следах, отпечатках и их особенностях, но и необходимые установочные данные о лице, обстоятельствах получения следов, а также дополнительные сведения в форме добавочных реквизитов, задаваемых непосредственно пользователем.

Низкая разрешающая способность системы делает неэффективным ее использование при больших объемах данных (более 5000 подучетников). Однако вышеуказанные возможности кодирования, ввода и поиска информации, а также низкая стоимость и малое потребление компьютерных ресурсов в некоторой степени компенсируют имеющиеся недостатки и делают возможным использование системы в практической деятельности органов внутренних дел.

Гораздо более сложным и соответствующим мировому уровню разработок в области дактилоскопических систем является автоматизированный дактилоскопический комплекс «DEX», предназначенный для автоматизированной идентификации личности по отпечаткам пальцев лиц, стоящих на оперативном учете в органах внутренних дел, и следам, изъятым с мест преступлений. Комплекс допускает его использование для накопления и обработки практически неограниченного комплекта дактилокарт.

Основными возможностями рабочего места комплекса являются ввод информации со скоростью до 400 карт за смену, а также поиск по картотеке со скоростью до 10 тыс. отпечатков в секунду. Допускается использование следов, неприемлемых в других подобных системах, их ввод возможен как с дактилопленок, так и непосредственно с поверхностей носителей.

Подсистема компьютерной экспертизы позволяет отказаться от визуального исследования следа и отпечатка, а возможности увеличения изображения, его зеркального и негативного отображения повышают эффективность экспертизы и снимают утомляемость зрения. Кроме этого устраняется необходимость фотографического процесса.

Особое внимание при разработке комплекса уделяется вопросам безопасности и надежности хранения информации. Вероятность потери данных при сбоях, связанных с нестабильностью питающей сети или ее отключением в процессе работы, сведена к нулю. DEX-комплексы реализуются только на совершенном электронном оборудовании. Мощность каждого из них регулируется потребностью пользователя и может наращиваться. При реализации крупных дактилотек и следотек комплекс строится на базе локальной сети. Отдельные комплексы DEX объединяются в единую дактилоскопическую систему при помощи связи по международным стандартам.

Другим инструментальным средством, характеризующим уровень использования компьютерных технологий в криминалистических исследованиях и экспертизах, является компьютерная система криминалистического исследования фонограмм. Назначение системы - предоставить экспертам-криминалистам инструментарий объективного исследования фонограмм, отвечающий высшим требованиям по разрешающей способности и функциональной гибкости, на основе новых достижений компьютерной технологии.

К главным задачам, решаемым системой, относятся:

идентификация личности по речевому сигналу;

исследование признаков монтажа магнитной фонограммы;

диагностика и идентификация магнитофона по фонограмме;

диагностика и идентификация объектов, излучающих звук;

установление содержания речи, неразборчивой из-за импульсных помех и шумов;

выявление оригинала и копии фонограммы и др.

Эксперт-фоноскопист получает возможность криминалистического исследования фонограммы, по форме близкой к техническому исследованию бумажных документов. Исследуя фонограмму, эксперт постоянно видит три основные формы исследуемого фонообъекта: общий обзор фонообъекта в виде динамики уровня мощности; микросегмент в виде осциллограммы в текущей точке анализа фонообъекта; семь основных форм анализа фонообъекта: осциллограмму, амплитудно-фазовый спектр, функции гармоничности и индикатора основного тона голоса, сонограмму, гармонограмму и интонограмму.

Перспективы: разработка специализированных систем автоматического анализа и построения признаков исследуемых фонообъек-тов, требуемых для криминалистики.

По показателям: разрешающая способность по частоте и амплитуде, объективная оценка чистоты звучания голоса, функциональная гибкость - аналогов данной системе нет.

Анализ динамических амплитудных образов (сонограмм) позволяет обнаруживать гармонические компоненты сигналов на глубине ниже -72 дБ, что делает систему незаменимой при исследовании признаков монтажа фонограмм. Гармонограмма позволяет различить Часто сливающиеся на сонограмме треки формант, что дает значительно больше информации для идентификации личности по речевому сигналу.

Таков весьма краткий обзор имеющихся достижений в сфере внедрения компьютерных технологий в деятельность органов внутренних дел, обзор, необходимый для адекватного представления и понимания сложных и стремительных процессов, происходящих в информационном обеспечении борьбы с преступностью, охраны правопорядка и законности.


Тема Автоматизированное рабочее место следователя на базе программного информационного комплекса "ПИК"[1]

АРМ следователя позволяет выполнять все следственные действия с использованием компьютера в качестве интеллектуальной пишущей машинки; контролировать сроки следствия, содержания под стражей, задержания по­дозреваемого, исполнения отдельных поручений и др.; составлять обвини­тельные заключения, постановления о назначении экспертизы и т.д., ис­пользуя хранящиеся в базе данных протоколы следственных действий и другие документы; получать справочную информацию по вопросам расследо­вания отдельных видов преступлений; пользоваться электронной записной книжкой - ежедневником и калькулятором.

Система использует иерархические базы данных (типа "дерево"). Каждый элемент (в дальнейшем - "узел") этого дерева обязательно имеет "верхний" узел, подузлом которого он является. Исключение составляет самый верхний узел дерева "Разделы уголовного дела", не имеющий верх­него узла, так как он является "корнем" всего дерева.

Просмотр дерева может осуществляться в двух режимах: по узлам и в режиме оглавления. При просмотре по узлам пользователь имеет на экране меню из подузлов некоторого текущего узла, может выбрать некоторый по­дузел текущего узла и нажатием клавиши выполнить соответствующую функ­цию. Он может подняться по дереву (то есть сделать текущим узлом верх­ний узел текущего узла), нажимая клавишу ESC, или опуститься вниз (сделать текущим выбранный подузел, то есть узел, на котором находится курсор), используя клавишу ENTER. Другой режим просмотра - это режим оглавления. Здесь пользователь также имеет список, но всего дерева, созданный способом, аналогичным способу составления оглавления книги. Пользователь также может выбирать узлы, совершать над ними функции. Эти два режима легко сменяют друг друга по желанию пользователя.

Статус узла - это одно из возможных его состояний: "начат", "не начат". Если узел не содержит подузлов, то есть является "нижним", его статус определяется наличием в нем текстовой информации. При отсутс­твии текстовой информации - статус узла "не начат", если текстовая ин­формация имеется, то статус автоматически становится "начат". Узлы различных статусов изображаются разными цветами (в поставляемой конфи­гурации "не начат" - белый, "начат" - зеленый).

Тип узла характеризует зависимость узла от статуса его подузлов. Узлы без подузлов имеют тип "нижний" и для удобства пользователя поме­чены знаком *. Их статус зависит только от наличия текстовой информа­ции, как уже было упомянуто. Узлам, имеющим подузлы, при создании присвоен тип "атрибутивный узел".

Поле времени выполнения узла также предназначено для контроля вы­полнения работы. Отдельные "нижние" узлы (см. ниже) имеют срок своего выполнения. При приближении или окончании этого срока система об этом сообщает.

Поле ключа контекстного справочника показывает, в какое место справочника должен попадать пользователь при нажатии на клавишу "справка" - "Schift-F3".

С каждым "нижним" узлом пользователь может связать произвольное количество разделов текстовой информации (то есть документов). Объем каждого раздела (документа) не должен превышать 64 Кбайт. Для работы с этими разделами система имеет два редактора: стандартный TURBO-редак­тор и шаблонный редактор для заполнения различных бланков. Именно с бланками связывается контроль срока исполнения.

Вход в систему

После входа в директорию, где находится система, и набора команд­ной строки ACTFORM.exe возникает рекламная заставка. Чтобы ее убрать и продолжить работу, следует нажать любую клавишу на клавиатуре. На компьютерах 486 и 586 при появлении рекламы может появляться сообщение об ошибке, которая на работе с программой не сказывается.

Затем появится запрос на установку новой даты и времени текущего сеанса работы. После установки даты и времени или отказа от их измене­ния пользователь попадает в меню:

Поставляемый вариант системы имеет одну базу данных:"Образец базы данных для копирования "Уголовное дело N " (файл db20.inf), кото­рая предназначена только для копирования и никакая информация в этот образец базы данных заноситься не должна.

Пользователю необходимо скопировать эту базу данных. Копирование нужно производить для каждого уголовного дела (количество созданных пользователем баз данных должно соответствовать количеству уголовных дел).

Для копирования новой базы данных клавишей "стрелка вниз" переме­щаем курсор на пункт меню: "Создать новую базу данных" и нажимаем кла­вишу Enter. На экране появится меню:

Выбираем пункт "Скопировать уже существующую базу данных" и в по­явившемся на экране меню:

делаем выбор образца базы данных клавишей ENTER.

После этого на экране появится строка с названием выбранного об­разца и пользователю будет предложено ввести имя новой базы данных:

По этой строке можно перемещаться курсором. После нажатия клавиши INS работает режим вставки. Клавиши Del и BackSрace позволяют уничто­жать ошибочно введенные символы. Для окончания ввода нужно нажать En­ter. При нажатии Esc никакая строка не будет введена.

С помощью клавиши Del редактируем название, удаляя ненужные слова "Образец базы данных для копирования "..", а затем с клавиатуры вводим номер уголовного дела и его название, например: 18-16307п-94 по обви­нению .... (или об убийстве ....), строка примет вид:

осле чего, для окончания ввода, нажимаем Enter.