Историческое развитие семьи

Семья как социальная группа, в которой совершаются определенные процессы и которая осуществляет определенные функции, исторически развивается. Проблема ее исторического развития является предметом многих теорий в рамках общественных наук. Особый интерес представляют результаты этнологических исследований американского ученого Льюиса Моргана (1818 - 1881), который долгое время жил в одном племени североамериканских индейцев-ирокезов и результаты своих наблюдений, в частности за родственными и семейными отношениями, изложил в книге «Древнее общество».

Исходя из результатов многочисленных исследований, прежде всего исследований Моргана, большинство ученых сегодня придерживаются точки зрения, что семья в своем развитии прошла через следующие фазы: промискуитет, кровнородственная семья, пуналуальная семья, синдиасмическая семья, моногамная семья.

Общей характеристикой этого развития является сужение круга половых партнеров и укрепление связей, объединяющих членов семьи.

Промискуитет характерен для низшей («дикой») ступени человечества. Это такая форма совместной жизни, когда отсутствовали отдельные, обособленные семейные группы и семейная жизнь была идентична общественной. На основе этнологических данных и знаний о низком уровне развития примитивного человека на низшей ступени дикости заключают, что существовали неограниченные половые отношения между всеми членами общества. Примитивному человеку было неведомо понятия родства в смысле его, человека, кровнородственной связи с отдельными членами группы, а понятно лишь родство в смысле его принадлежности и связи с целой группой.

Кровнородственная семья характеризуется групповым браком, а половое общение в ней разрешено лишь между теми, кто принадлежит к одному поколению. Все те, кто принадлежит к одному поколению, т.е. братья и сестры, независимо от степени их родства, образуют одну семью.

В пуналуальной семье из полового общения исключаются впервые ближайшие кровные родственники по женской линии, а позже этот запрет распространяется и на остальных, более дальних родственников того же поколению. Этому типу семьи все еще присущ групповой брак, однако принцип эндогамии заменяется экзогамией, так, что можно сказать, что это – брак между людьми, принадлежащими к одному поколению, но к разным родам.

Синдиасмическая семья регулируя половые отношения определенного мужчины и определенной женщины, делала известным действительного биологического отца и создавала условия для создания моногамной семьи, возникшей во времена разложения родового строя, появления частной собственности и классов.

Моногамная семья отличается тесной связью между мужчиной и женщиной, причем данная связь может быть расторгнута не по воле какой-либо из сторон, но только по воле мужа. Непосредственной причиной возникновения моногамной семьи было появление частной собственности и стремление ее защитить, т.е. обеспечить бесспорность отцовства и право потомства на владение семейным имуществом. Одновременно с укреплением моногамной семьи шел и процесс разложения старого родового строя и возникновения новых форм человеческих общностей.

Таким образом, исторически развитие семьи шло от нерегулируемых половых отношений к их ограничению в рамках моногамной семьи. По сути, в процессе развития человека как мыслящего существа он все больше стремился найти в своем половом партнере личность, а не только объект для полового удовлетворения и продолжения рода. Разумеется, этот процесс имел свои особенности и детерминанты в определенные периоды развития общества и в отдельных общинах и сообществах.