СОЦИАЛЬНЫЕ УТОПИИ

СОЦИАЛЬНЫЕ УТОПИИ ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОГО CРЕДНЕВЕКОВЬЯ. МЕРКАНТИЛИЗМ

В позднее средневековье (XVI-XVII вв.) в экономической мысли Европы происходят изменения, связанные с разложением феодализма и развитием мануфактур. Великие географические открытия ускорили этот процесс, сделав торговлю всемирной. Средневековый купец вырвался на просторы океана и освободился от всякого рода ограничений. Жестокое ограбление колоний ускорило накопление капитала. Аграрный переворот в Англии XVI века, создал благоприятную обстановку для развития капитализма, концентрации капитала, лишение средств производства основной массы населения, возникновение мануфактур. Начинается период буржуазных революций, появляется класс работающих богачей, взявших на себя функции управления. XVI-XVII века стали эпохой перехода феодализма к капитализму, и были насыщены всевозможными противоречивыми чертами: сохранение феодальных поместий с их барщинами и оброками, наличие городов с торговлей и промышленными цехами, зависимые крестьяне и свободные горожане, аристократы и буржуа, лишенные средств существования бывшие крестьяне, церковь, сохранение королевской власти и первые ограниченные монархии. Все эти противоречия и отражаются в экономической мысли позднего средневековья.

Выделяются два основных направления, отражающие новые исторические условия:

1. Меркантилизм (от итальянского мерканто - торговля), который пытается решить проблемы первоначального накопления капитала, и объясняет, что удачнее всего это получается у купеческо-торгового капитала.

2. Социальные утопии, пытающиеся найти новые пути экономического развития и выражающие интересы обезземеливаемого в процессе развития капитализма крестьянства.

 

Специфический признак утопии заключается в ее умозрительности, отрыве от реальности, неосуществимости теми путями, которые предлагают авторы проектов. "Утопос" - с греческого "несуществующее место".

Социальные утопии выражают протест народных масс против умирающего феодализма и нарастающего капитализма; дело в том, что и тот и другой доставляли страдание. Пережитки крепостничества и деспотический абсолютизм душили крестьян, а капитализм, приходящий на смену старому строю, означал обезземеливание, экспроприацию. Как бездомный и безземельный бродяга он пополнял ряды наемных рабочих на мануфактурах, становящейся для них капиталистической каторгой, поэтому утопии носили и антифеодальный и антикапиталистический характер, на щит вновь поднимается идея общины.

Классической страной зарождения капитализма становится Англия. В связи с развитием английской суконной промышленности резко возросла потребность в сырье, что повлекло рост овцеводства. В стране шло массовое превращение пашен в пастбища. Милорды расширили практику "огораживания"- захвата и огораживания общинных земель, в которые входили исконные крестьянские наделы. Пострадали и крестьяне - копигольдеры, люди лично свободные, но владевшие землей по "копиям" временно, по средневековым документам, продление которых полностью зависело от лендлорда. Такое огромное число крестьян было разорено и согнано со своих земель, что даже бурно развивающаяся промышленность не могла обеспечить их занятость.

Одновременно английское государство установило так называемые законы о бродяжничестве, которые получили в истории название "кровавого законодательства". Королевские акты устанавливали для рабочих мануфактур крайне низкую зарплату и лишали их возможности искать других условий найма. Всякий кто по тогдашним законам признавался "бродягой", подвергался истязаниям, членовредительским наказаниям, клеймению, а при повторении - смертной казни.

В таких условиях возникает утопическое учение, основоположником которого стал Томас Мор. Он происходит из зажиточной семьи потомственных горожан Лондона. Две возможные даты рождения: 6 февраля 1477 г. или 7 февраля 1478 года. Стал видным королевским судьей, получил прекрасное университетское образование, знаток античной литературы и философии, в 1259 году стал лорд-канцлером. В 1535 году Мор казнен по ложному обвинению в государственной измене.

Главным творением Томаса Мора стала его "Весьма полезная, а также занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и новом острове Утопия" (1516 год).

В ней прослеживается влияние "Государства" Платона, т.е. I варианта "идеального государства", в особенности идеи уничтожения частной собственности и общности имущества.

Основное содержание первой книги "Утопии" составляет критика социальных и политических порядков. Вторая посвящена описанию идеального устройства Утопии.

1. Указывает на конкретные причины, порождающие социальную несправедливость. Что препятствует тому, чтобы каждый был удачлив в жизни?

"Существует большое число знатных, которые не только сами живут в праздности, будто трутни, трудами других, например держателей своих земель; они так же окружили себя огромной толпой праздных слуг, которые никогда не выучились никакому способу сыскать себе пропитание".

2. Гнев Мора обрушивается на дворян проводящих огораживание. "Эти ненасытные обжоры вышвыривают держателей с полей и окружают несколько тысяч югеров единым забором". Выступает против капиталистического предпринимательства: "Ваши овцы, обычно такие кроткие, довольные очень немногим, теперь, говорят стали такими прожорливыми и неукротимыми, что поедают даже людей, разоряют и опустошают поля, дома и города".

3. Главной причиной социальных бедствий считает частную собственность. "Повсюду, где есть частная собственность, где все измеряется деньгами, там едва ли будет когда-нибудь возможно, чтобы государство управлялось справедливо или счастливо." Он призывает к отмене частной собственности.

4. Симпатии автора "Утопии" на стороне трудящихся: "... людей скромных, простых и приносящих своим повседневным трудом обществу добра более, чем самим себе".

Когда Мор перешел ко второй части своей книги, к изображению идеального общественного строя, он принял все меры, чтобы читатель увидел прямую логическую связь между социальной критикой в первой части и выводами из рассказа об обществе без частной собственности, существующего на острове "Утопия".

1. Общественная собственность обязывает всех людей трудиться. Ликвидация паразитизма ("праздных надобно изгонять из государства") и привлечение всех к труду делали возможным достижение изобилия и полное удовлетворение материальных нужд.

(Все граждане выезжают на два года в деревни поочередно, для с/хозяйственного труда). Постоянным делом каждого взрослого жителя должно быть то или иное ремесло. (В Англии рабочее законодательство XIV-XV в. установило продолжительность рабочего дня: с 5-ти часов утра, и до 18-ти часов вечера.) Утопийцы отводят для работы всего 6 часов- остальное время изучение наук, занятия музыкой, и т.д.

2. Материальное изобилие позволит перейти к распределениям по потребностям и сделает излишним денежное обращение, "из золота- сосуды для нечистот". Но было бы невозможно изобилие на основе ремесленного труда, свободное общество не приемлет принуждения к труду. Мор поясняет, что изобилие будет построено на добровольном самоограничении людей. Жители Утопии одеваются скромно, они равнодушны к нарядам. Важна одна цель насколько позволяют общественные нужды, избавить всех граждан от те лесного рабства (физического труда) - в Англии, подневольный труд, как проклятие божье. Т.е. ограничить потребности, чтобы ограничить время труда.

3. Предлагает сохранить цеховые отношения, как более справедливые по сравнению с надвигающимся капитализмом: хозяин - наемный рабочий.

4. Принципом равенства и справедливости противоречит существование в Утопии рабства. Рабы нужны утопийцам для того, чтобы избавить граждан от тяжелого и грязного труда- убой скота, ремонт дорог. Рабство служит мерой наказания за уголовные преступления, и средством трудового воспитания. (Рабство за преступления, которые в Европе караются смертью).

5. Религия в Утопии очищена от всего, что противоречит разуму- суеверий, вымыслов, басен; против католической церкви.

ИТОГ: Идеализм Мора: Уничтожение частной собственности и переход к обществу справедливости посредством разумных реформ просвещенного правителя. Восстания же народа не приносят ничего, кроме вреда.

 

ТОМАЗО КАМПАНЕЛЛА (1568-1639 гг.)

"Город Солнца", 1602 год. (Жители города исповедуют культ бога Солнца, отсюда и название.)

1 . Сама частная собственность порождает самолюбие, лицемерие, скряжничество и грабительство, а нищета делает людей негодяями, ворами, отверженными. Ссылается на то, что из 70-ти тысяч жителей Неаполя только 10-15 работают, "погибая от непосильной и непрерывной работы". Поэтому он проектирует полное уничтожение частной собственности.

2. Общество будущего - совокупность с/хозяйственных общин, ремесло имеет второстепенное значение, а торговля "не в ходу" и допускается только у городских ворот, т.е. хозяйство натуральное.

3. Все будут работать, исчезнет паразитизм, рабочее время сократится до 4-х часов.

4. Отрицание рабства- пленных продавать или использовать на работах вне города (т.е. полностью без рабства не обойтись).

5. Даже потребление должно стать общественным.

Но как перейти к новому строю, он не знал, и лишь описывал вероятное устройство "Города Солнца".

6. Роль государства очень велика - распределяет между гражданами работу, управляет хозяйственной деятельностью, ведает распределением, организует общественное питание граждан.

7. Отрицает семью, ибо считает, что частная собственность неразрывно связана с ней и порождается тем, что люди имеют свои семейные очаги. Воспитание детей - общественное.