CASE-технологий

Основы методологии проектирования ИС на основе

Спиральная модель ЖЦ

Реальный процесс создания ИС на базе каскадной модели

 

 

Рисунок 4.21 – Реальный процесс создания ИС на базе каскадной модели

 

Одно из использовавшихся в западной литературе названий такой схемы организации работ: "водопадная модель" (waterfall model).

Основным недостатком каскадного подхода является существенное запаздывание с получением результатов. Модели (как функциональные, так и информационные) автоматизируемого объекта могут устареть одновременно с их утверждением. Другой недостаток – такое проектирование ИС ведет к примитивной автоматизации (по сути – "механизации") существующих производственных действий работников.

В спиральной модели ЖЦ делается упор на начальные этапы ЖЦ: анализ и проектирование. Реализуемость технических решений проверяется путем создания прототипов.

 

 

 

Рисунок 4.22 – Спиральная модель ЖЦ

 

Каждый виток спирали соответствует созданию нового фрагмента или версии ИС, на нем уточняются цели и характеристики проекта, определяется его качество и планируются работы следующего витка спирали.

Один виток спирали при этом представляет собой законченный проектный цикл по типу каскадной схемы. Такой подход назывался также "Продолжающимся проектированием".

Позднее в проектный цикл дополнительно стали включать стадии разработки и опробования прототипа системы.

Однако применение таких методов наряду с быстрым эффектом дает снижение управляемости проектом в целом и стыкуемости различных фрагментов ИС.

Основная проблема спирального цикла – определение момента перехода на следующий этап. Переход осуществляется в соответствии с планом, даже если не вся запланированная работа закончена. План составляется на основе статистических данных, полученных в предыдущих проектах, и личного опыта разработчиков.

 

 

 

Возрастающая сложность современных автоматизированных систем управления и повышение требовательности к ним обуславливает применение эффективных технологий создания и сопровождения ИС в течение всего жизненного цикла.

Такие технологии, базирующиеся на методологиях подготовки информационных систем и соответствующих комплексах интегрированных инструментальных средств, а также ориентированные на поддержку полного жизненного цикла ИС или его основных этапов, получили название CASE-технологий и CASE-средств.

Для успешной реализации проекта ИС должны быть построены полные и непротиворечивые функциональные и информационные модели системы управления.

Накопленный опыт проектирования указанных моделей показывает, что это логически сложная, трудоемкая и длительная по времени работа, требующая высокой квалификации участвующих в ней специалистов.

Однако во многих случаях проектирование ИС выполняется в основном на интуитивном уровне с применением неформальных методов, основанных на искусстве, практическом опыте и экспертных оценках.

Кроме того, в процессе создания и функционирования ИС информационные потребности пользователей могут изменяться или уточняться, что еще более усложняет разработку и сопровождение автоматизированных систем управления.

От перечисленных недостатков в наибольшей степени свободны подходы, основанные на программно-технических средствах специального класса - CASE-средствах, реализующих CASE-технологии создания и сопровождения ИС.

Под термином CASE (Computer Aided Software Engineering) понимаются программные средства, поддерживающие процессы создания и сопровождения ИС, включая анализ и формулировку требований, проектирование прикладного программного обеспечения и баз данных, генерацию кода, тестирование, документирование, обеспечение качества, конфигурационное управление и управление проектом, а также другие процессы.

CASE-средства вместе с системным программным обеспечением и техническими средствами образуют полную среду разработки ИС.

Рекомендуемая литература

 

1. Информационные системы и технологии в экономике: Учебник / Т.П.Барановкая, В.И.Лойко, М.И.Семенов, А.И.Трубилин; под. ред. В.И.Лойко. М.: Финансы и статистика, 2005.

2. Емельянова Н.З., Партыка Т.Л., Попов И.И. Основы построения автоматизированных информационных систем: Учебное пособие. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005.

3. Советов Б.Я., Цехановский В.В. Информационные технологии. Учебник для вузов. (Гриф МО РФ). М.: Высшая школа, 2005.

4. Под ред. Г.А.Титоренко. Информационные технологии управления: Учебное пособие (Гриф МО РФ). М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

5. Хохлова Н.М. Информационные технологии. Конспект лекций. Пособие для подготовки к экзаменам. М.: Приор-издат, 2004.

6. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для вузов. (Гриф УМО) М.: Академия, 2005.

7. Уткин В.Б., Балдин К.В. Информационные системы в экономике. (Гриф УМО). М.: Изд. Центр «Академия», 2004.

8. Нехорошева И.А. Информационные системы в экономике М.: ОУ ВПО "МУПК", 2003.

9. Банк В.Р., Зверев В.С. Информационные системы в экономике М.: Экономистъ. 2005.

10. Информатика: Учебник для вузов / Под ред. Н.В.Макаровой. (Гриф МО РФ). М.: Финансы и статистика, 2001.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1 Информация, информационные технологии и информатика
1.1 Информация
1.2 Информационное общество
1.3 Информационные технологии
1.4 Информатика
2 Информационные системы
2.1 Понятие информационной системы
2.1 Виды обеспечения информационных систем
3 Базовые типы информационных систем
3.1 Фактографические информационные системы
3.2 Гипертекстовые информационные системы
3.3 Документальные информационные системы
3.4 Интеллектуальные информационные системы
4. Жизненный цикл информационных систем, CASE-технологии
4.1 Жизненный цикл информационных систем и его этапы
4.2 Основы методологии проектирования ИС на основе CASE-технологий
Рекомендуемая литература