Нормативные документы по стандартизации

Функции специалистов по стандартизации на предприятии

Задачи специалистов по стандартизации:

- определение тематики и объёмов работ по стандартизации, формирование программ (планов) их проведения;

- разработка документов (возможно в статусе стандартов организации), устанавливающих порядок разработки стандартов организации на предприятии;

- порядок внедрения на предприятии российских национальных стандартов, порядок соблюдения требований технических регламентов, порядок обеспечения учёта интересов предприятия при разработке российских национальных, межгосударственных и международных стандартов;

- выполнение и (или) участие в выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических и проектных работ, связанных со стандартизацией и унификацией;

- изучение передового отечественного и зарубежного опыта по стандартизации, в частности, поиск и рассмотрение международных, европейских региональных, межгосударственных, российских и зарубежных национальных, фирменных стандартов по тематике, затрагивающей интересы предприятия, а также учёт этого опыта в своих работах по стандартизации и доведение информации о нём до заинтересованных подразделений предприятия;

- разработка или участие в разработке стандартов организации и др. технических документов предприятия;

- участие в разработке российских национальных стандартов (если предприятие разрабатывает эти стандарты) или рассмотрение проектов российских национальных, межгосударственных, международных стандартов (если разработка осуществляется другими организациями);

- участие во внедрении на предприятии российских национальных стандартов и иных стандартов, в применении которых заинтересовано предприятие.

 

Непосредственным результатом стандартизации является нормативный документ (НД). Применение НД является способом упорядочения в определённой области. НД – средство стандартизации.

Нормативный документ по стандартизации – это документ, устанавливающий правила, принципы, нормы, характеристики касающиеся объектов стандартизации, различных видов деятельности или их результатов, и доступный широкому кругу пользователей.

К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации согласно ФЗ относятся:

- национальные стандарты;

- правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

- применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (ОКТЭИ);

- стандарты организаций.

Стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Стандарты подразделяются на категории:

- национальные стандарты;

- стандарты организаций.

Национальные стандарты разрабатываются в порядке, установленном ФЗ ≪О техническом регулировании≫. Национальные стандарты утверждаются национальным органом по стандартизации в соответствии с правилами стандартизации, нормами и рекомендациями в этой области. Порядок разработки и утверждения стандартов осуществляется по следующей общей схеме.

Национальный орган по стандартизации разрабатывает и утверждает программу разработки национальных стандартов (НС). Разработчик стандарта организует уведомление о разработке НС, которое должно содержать информацию об имеющихся в проекте положениях, отличающихся от положений соответствующих международных стандартов.

Разработчик НС обеспечивает доступность проекта НС заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик дорабатывает проект НС с учетом полученных замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта. Срок публичного обсуждения проекта НС не может быть менее чем два месяца.

Проект НС одновременно с перечнем полученных в письменной форме замечаний представляется в ТК по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта. По результатам экспертизы ТК готовит мотивированное предложение об утверждении или отклонении проекта НС. Данное предложение направляется национальному органу по стандартизации, который на основе представленных ТК документов принимает решение.

Уведомление об утверждении НС подлежит опубликованию в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме в течение 30 дней со дня утверждения НС.

Национальный орган по стандартизации утверждает и публикует в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в упомянутой выше информационной системе перечень НС, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований ТР.

Процедура разработки и принятия стандартов регламентирована ГОСТ Р 1.2-2004 ≪Стандартизация в Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены национальных стандартов≫.

Стандарты организаций (СТО) (в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, саморегулируемых организаций, объединений юридических лиц) могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно, исходя из необходимости применения этих стандартов, для целей, указанных в ст. 11 ФЗ (цели стандартизации), для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.

СТО могут разрабатываться на применяемую в данной организации продукцию и оказываемые услуги, а также на продукцию, создаваемую и поставляемую данной организацией на внутренний и внешний рынки, на работы, выполняемые данной организацией на стороне, и оказываемые ею на стороне услуги в соответствии с заключаемыми договорами (контрактами).

К стандартам организаций предъявляются следующие требования:

- СТО должны обеспечивать соблюдение требований ТР, а также национальных стандартов, разрабатываемых для содействия соблюдению требований ТР;

- в СТО не должны устанавливаться требования, параметры, характеристики и другие показатели, противоречащие ТР или национальным стандартам, разрабатываемым в обеспечение ТР;

- СТО не должны противоречить национальным стандартам, обеспечивающим применение международных стандартов ИСО, МЭК и других международных организаций, к которым присоединилась Россия.

Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены СТО устанавливается организацией самостоятельно с учетом принципов стандартизации (ст. 12 ФЗ ≪О техническом регулировании≫) и требований ГОСТ Р 1.4. При установлении последовательности разработки СТО рекомендуется предусматривать наличие четырех следующих стадий:

- организация разработки стандарта;

- разработка проекта стандарта (первая редакция), его согласование заинтересованными сторонами;

- доработка проекта стандарта (окончательная редакция), его согласование и экспертиза;

- утверждение стандарта, его регистрация, распространение и введение в действие.

Если проект стандарта затрагивает вопросы безопасности, то он должен быть согласован с органом государственного контроля и надзора, к компетенции которого относятся эти вопросы.

Порядок разработки СТО рекомендуется включать в отдельный стандарт. Отдельный раздел его рекомендуется посвятить правилам обновления СТО. Возможность при разработке собственных стандартов учесть специфику структуры или области деятельности является преимуществом стандартизации на уровне организации.

Согласно ГОСТ 1.4 СТО утверждает руководитель организации приказом и (или) личной подписью на титульном листе стандарта, в установленном в организации порядке. СТО утверждают, как правило, без ограничения срока действия.

Проект стандарта организации может представляться разработчиком в ТК по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта, если СТО распространяется:

- на продукцию, поставляемую на внутренний и (или) внешний рынки;

- работы и услуги, выполняемые организацией на стороне.

На основании результатов экспертизы данного проекта ТК по стандартизации готовит заключение, которое направляет разработчику проекта стандарта. СТО, разрабатываемые и утверждаемые одной организацией, могут использоваться другой в своих интересах только по договору с утвердившей его организацией. Указанное требование объясняется тем, что СТО является интеллектуальной собственностью разработчика, а значит и объектом авторского права.

В состав обозначения стандарта, распространяющегося на продукцию, поставляемую на внутренний и внешний рынки, или работы (услуги), выполняемые на стороне, следует согласно ГОСТ Р 1.4 включать:

- аббревиатуру – ≪СТО≫;

- код органа по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;

- регистрационный номер, присваиваемый организации;

- год утверждения стандарта.

Вид стандарта – характеристика, определяющаяся его содержанием в зависимости от объекта стандартизации. ГОСТ Р 1.0-2004 устанавливает следующие основные виды стандартов:

- стандарты основополагающие, термины и определения;

- стандарты на продукцию и услуги;

- стандарты на процессы (работы) и методы контроля.

Основополагающий стандарт - стандарт, имеющий широкую область распространения и (или) содержащий общие положения для определённой области. Основополагающие стандарты разрабатываются в целях обеспечения взаимопонимания, единства подходов и взаимосвязи деятельности науки, техники и производства. Они устанавливают принципы, требования, правила и нормы, которые рассматриваются в качестве общих и должны содействовать решению общих целей для науки и производства. Пример – национальные стандарты, определяющие общие положения в комплексе стандартов конкретной системы.

Основополагающие стандарты могут устанавливать научно–техническую терминологию, широко используемую в науке, технике, производстве, требования и нормы по техническому обеспечению технологических процессов (предпочтительные числа, классы точности и т.п.).

Два подвида стандартов:

-организационно-методические и общетехнические.

Стандарт на продукцию (услуги) – стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять продукция (услуга) или группа однородной продукции (услуг), с тем, чтобы обеспечить её соответствие своему назначению.Подвиды стандартов:

- стандарт общих технических условий, который содержит общие требования к группам однородной продукции (услуг);

- стандарт технических условий, содержащий требования к конкретной продукции (услуге).

Стандарт общих технических условийв общем случае включает следующие разделы: классификацию, основные параметры (размеры), общие требования к параметрам качества, упаковке, маркировке, требования безопасности; требования охраны окружающей среды; правила приёмки продукции; методы контроля, транспортирования и хранения.

Стандарт технических условийустанавливает требования к конкретной продукции, к этапам её производства, поставки, эксплуатации, ремонта, утилизации.

Стандарт на работы (процессы) устанавливает требования к конкретным видам работ, которые осуществляются на разных этапах жизненного цикла продукции: разработки, производства, эксплуатации (потребления), хранения, транспортировки, ремонта, утилизации в целях их технического единства и оптимальности решений.

Стандарт на методы контроля (испытания, измерений, анализа) - предназначен для обеспечения проверки требований к качеству продукции.

Стандарт на термины и определения – стандарт, устанавливающий термины, к которым даны определения, содержащие необходимые и достаточные признаки понятия.

Фонд национальных стандартов в нашей стране составляет более 24600 стандартов, из них с международными стандартами гармонизировано около 40%. Национальный стандарт применяется на добровольной основенезависимо от страны и места происхождения продукции, видов или особенностей сделок и лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями. Регламент узаконивает общие требования, стандарт их конкретизирует, и любое испытание, любая проверка должны проводиться на соответствие требованиям стандарта. Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту.

Обозначение национального стандарта РФ состоит из:

- индекса ГОСТ Р;

- регистрационного номера;

- четырёх цифр года принятия стандарта (двух цифр, если стандарт принят до 2000 г.).

Примеры:

1. ГОСТ Р 51898-2002

2. ГОСТ Р 51121-97

При обозначении стандарта, входящего в систему (комплекс) стандартов, в его регистрационном номере первая цифра с точкой определяет комплекс стандартов.

Примеры

1. ГОСТ Р 1.5-2004

2. ГОСТ Р 8.563-96

Если стандарт оформлен на основе аутентичного текста международного (регионального) стандарта, то обозначение состоит:

- из индекса ГОСТ Р;

- обозначения соответствующего международного (регионального) стандарта без года принятия;

- года принятия стандарта в РФ.

Например, обозначение ГОСТ Р ИСО 9001-2001, обозначает, что данный национальный стандарт идентичен международному ИСО 9001:2000.

Обозначение ГОСТ Р ЕН 1070-2003 обозначает, что данный национальный стандарт идентичен европейскому ЕН 1070-98.

Если стандарт содержит дополнительные требования, то в скобках приводится обозначение применённого международного (регионального) стандарта.

Примеры

1. ГОСТ 19.701-90 (ИСО 5807:85)

2. ГОСТ Р 52377-2004 (МЭК 60634:1998)

Информацию о действующих национальных стандартах, сроках их действия, изменениях к ним пользователи получают через годовые и ежемесячные информационные указатели ≪Национальные стандарты Российской Федерации≫.

 

Технические условия

Особую категорию документов по стандартизации составляют технические условия на создаваемую продукцию - ТУ. Этот документ имеет двойной статус - документа технического и нормативного. ТУ в соответствии с ГОСТ 2.114 разрабатывают на конкретное изделие, материал, вещество и т.п.; на несколько конкретных изделий, материалов, веществ (групповые ТУ). Технические условия являются очень распространенным документом. Достаточно указать, что для утверждения типа средства измерения, например, ТУ на это средство входит в список обязательных документов, представляемых в Федеральное агентство ≪Ростехрегулирование≫ для регистрации. Кроме того, ТУ составляются на многие конкретные марки и модели товаров. Типичными объектами выпуска по ТУ являются изделия, выпускаемые мелкими сериями, изделия сменяющегося ассортимента, изделия, осваиваемые промышленностью на основе новых рецептур или технологий.

В отличие от стандартов ТУ разрабатываются в короткие сроки, что позволяет оперативно организовать выпуск новой продукции.

Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов. Единая информационная система по техническому регулированию

В соответствии со ст. 44 ФЗ ≪О техническом регулировании≫ Правительство Российской Федерации постановлением от 15 августа 2003 г. № 500 ≪О федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию≫ утвердило Положение о федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию.

Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов представляет собой организационно упорядоченную совокупность документов в сфере технического регулирования и является государственным информационным ресурсом. Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов создается на основе федерального фонда государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации, международных (региональных) стандартов правил, норм и рекомендаций по стандартизации, национальных стандартов зарубежных стран в целях обеспечения соответствия технического регулирования интересам национальной экономики, состоянию и развитию материально-технической базы, уровню научно-технического развития, а также обеспечения заинтересованных лиц информацией в сфере технического регулирования.

Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов создается и ведется ФА ≪Ростехрегулирование≫, который взаимодействует при ведении указанного фонда с федеральными органами исполнительной власти, субъектами хозяйственной деятельности общественными объединениями, международными и зарубежными организациями по техническому регулированию, стандартизации, метрологии и оценке соответствия.

Единая информационная система по техническому регулированию создается с целью обеспечения заинтересованных лиц информацией о документах, входящих в состав федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, а также о нормативных документах по оценке соответствия и метрологии.

Единая информационная система по техническому регулированию является информационной системой общего пользования и включает в себя массивы документов в виде официальных публикаций и в электронно-цифровой форме, справочно-поисковый аппарат и соответствующие информационные технологии.

В состав федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов входят следующие документы:

- технические регламенты, правила и методы исследований (испытаний) и измерений, а также правила отбора образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения технических регламентов, утверждённых Правительством Российской Федерации;

- документы национальной системы стандартизации, а также перечни национальных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований технических регламентов, и нормативные документы по стандартизации, метрологии, аккредитации и подтверждению соответствия, принятые ФА ≪Ростехрегулирование≫, и другими федеральными органами исполнительной власти до вступления в силу Федерального закона ≪О техническом регулировании≫ (на период до их отмены);

- международные (региональные) стандарты;

- национальные стандарты иностранных государств;

- информация о международных договорах в области стандартизации и подтверждения соответствия и о правилах их применения.

Единая информационная система по техническому регулированию обеспечивает:

- формирование информационных ресурсов, свободный доступ к ним, в том числе к документам федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов и другим документам по техническому регулированию, за исключением случаев, когда доступ к этим ресурсам и документам ограничивается в интересах сохранения государственной, служебной или коммерческой тайн;

- опубликование в электронно-цифровой форме уведомлений о разработке проектов технических регламентов, национальных стандартов и о завершении их публичного обсуждения, проектов федеральных законов о технических регламентах, принятых Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении, и поправок к ним после окончания срока подачи этих поправок, проектов постановлений Правительства Российской Федерации о технических регламентах, заключений экспертных комиссий по техническому регулированию, уведомлений об утверждении национальных стандартов, а также национальных стандартов и перечней национальных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований технических регламентов, программы разработки национальных

стандартов;

- выполнение положений Соглашения по техническим барьерам в торговле и Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер Всемирной торговой организации, касающихся информации о технических регламентах, стандартах и процедурах оценки соответствия;

- предоставление следующих видов продукции и услуг: информация о документах (об их наличии, сроках действия, внесенных изменениях, пересмотре, замене и отмене), разработчиках и утвердивших их органах; документы и копии документов на бумажном носителе и в электронно-цифровой форме; информационная продукция и услуги, создаваемые на основе документов федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов.

Федеральные органы исполнительной власти представляют свои информационные ресурсы или информацию о них в единую информационную систему по техническому регулированию по формам, устанавливаемым Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии.

Базы и банки данных, входящие в состав единой информационной системы по техническому регулированию, регистрируются в установленном порядке в Государственном регистре баз данных.

Финансирование расходов, связанных с предоставлением продукции и услуг федеральным органам законодательной и исполнительной власти, а также судебным органам, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренного на содержание федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов. Плата за указанные продукцию и услуги, за исключением оплаты доставки, одинакова для отечественных и зарубежных потребителей.