Часть 7. Лекция 35. История экономической мысли. 10 страница

По данным Всемирного банка, во второй половине 1990 гг. kТв составляла для США — 24%, Франции — 45%, Южной Кореи — 67%, Канады — 76%, Бельгии — 137%. Ее размер коррелируется с размерами внутреннего рынка страны. У России kТв составляет около 15—16% (к ВВП по ППС).

[278] Участие страны в мировой экономике.

[279] Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. М., 1993.

[280] Сеть дорог составляла (млн. км.) в 2003 г. в США – 6378, Индии – 3850, Китае – 1809, Бразилии – 1700, Канаде – 1400, Японии – 1200, Франции – 890, Австралии – 811, Испании – 666, России – 537. На 1000 человек приходилось в 2003 г. автомобилей в Новой Зеландии – 619, Канаде – 564, Германии – 546, США – 468, России – 142.

[281]Участниками ТНК являются резиденты одной страны. Участниками многонациональных корпораций (МНК) являются резиденты многих стран. ТНК и МНК имеют филиалы во многих странах. В середине 1990 гг. в мире насчитывалось около 37 тысяч ТНК, имевших 206 тысяч филиалов. Из 100 крупнейших ТНК 38 базировались в Европе, 29 - в США, 16 - в Японии. Внутрикорпорационные поставки ТНК составляют около ⅓ общего объема международной торговли. Наиболее существенно влияние ТНК (по размерам иностранных активов) в электронной промышленности (26% активов), в горнорудной и нефтедобывающей (24), автомобильной (19), химической и фармацевтической (15), пищевой (9), металлургической (4) промышленности и торговле (4).

[282] В большинстве случаев создание за рубежом фирм с российским капиталом было этапом освоения зарубежных рынков, потребляющих российскую продукцию и/или поставляющих свою продукцию в Россию. Учредители создавали их, убедившись, что применяемые ими организационные формы экспорта и импорта товаров и услуг не позволяют использовать все потенциальные возможности для работы на зарубежных рынках.

Подготовка проекта прямых инвестиций начинается с изучения рынка зарубежной страны (анализ номенклатуры отечественных товаров и услуг, перспективных для сбыта, определение емкости зарубежного рынка по этой номенклатуре), прогноза объема реализации товаров и услуг через учреждаемую фирму. Определяется способ закупок товаров и услуг у российских поставщиков и/или продаж их российским покупателям (с ними заключаются контракты, даже если они являются учредителями фирмы) за наличный расчет, в кредит, на консигнационный склад. Определяется способ оформления поставок (в виде договоров купли-продажи - для готовых изделий или договоров комиссии - характерно для сырья). Оценивается объем инвестиций в основной и оборотный капитал (затраты на размещение офиса, транспорт и склады, расходы на заработную плату, закупку и хранение товаров, таможенную очистку, транспортировку, страхование и т.п.) в рублях и иностранной валюте на протяжении несколько лет.

Анализируется законодательство страны – донора и страны - реципиента, прямо или косвенно затрагивающее деятельность создаваемой фирмы: ограничения на вывоз и ввоз капитала и прибыли, таможенное законодательство, законодательство о конкуренции и демпинге, налоговое законодательство, иммиграционный режим, неформальные ограничения и т.д. Особое внимание уделяется оценке инвестиционного климата и учету рисков.

Определяется организационно-правовая форма создаваемой фирмы (товарищество, общество и т.д.) и подбираются потенциальные зарубежные ее учредители, если в них есть нужда. Они привлекаются к проработке указанных вопросов.

Оценивается экономическая эффективность создаваемой фирмы. Для снабженческо-сбытовых компаний максимизации прибыли не всегда является главной задачей, т.к. российскому учредителю часто выгоднее получить доход через цену, по которой зарубежная фирма покупает у него или продает ему товары, а не через дивиденды по вкладу в капитал фирмы. Однако если налогообложение прибыли в стране размещения зарубежного филиала заметно ниже, чем в России, то выгоднее, чтобы прибыль аккумулировалась за рубежом, что в большинстве случаев и происходит.

Заключительный этап создания (покупки) фирмы включает подготовку и принятие учредительских документов (договор, устав и др.); получение разрешения от компетентных органов в России (обязательно) и зарубежной стране (если такое разрешение требуется); регистрацию фирмы за рубежом и занесение ее в Государственный реестр зарубежных предприятий, создаваемых с российским участием.

[283] Вместо термина «фактор риска» термин «риск», а вместо терминов «социально-политическая ситуация» (внутриэкономическая, внешнеэкономическая) в стране и перспективы ее развития – термин «социально-политический (внутриэкономический, внешнеэкономический) риск».

[284] Так, если уровень общего инвестиционного риска по стране составит 90 - 100 баллов (по 100 балльной системе), то инвестор обычно не закладывает в стоимость проекта существенной «премии за риск». Если этот уровень составит 80—89 баллов, то целесообразно реальную (очищенную от инфляции) ставку дисконта увеличить на 3 процентных пункта. Если уровень ниже 60 баллов, то целесообразно добавить не менее 11 процентных пунктов к ставке дисконта.