Научные революции как трансформация оснований науки

Научная революция – закономерный и периодически повторяющийся в истории науки процесс качественного перехода от одного способа познания к другому, отражающий более глубинные связи и отношения природы.

Таких четко и однозначно фиксируемых радикальных смен научных картин мира, т.е. научных революций, в истории раз­вития науки вообще и естествознания в частности можно выде­лить три. Если их персонифицировать по именам ученых, сыг­равших в этих событиях наиболее заметную роль, то три гло­бальных научных революции должны именоваться аристотелев­ской, ньютоновской и эйнштейновской.

В VI — IV вв. до н.э. была осуществлена первая революция в познании мира, в результате которой и появляется на свет сама наука. Наиболее ясно наука осознала саму себя в трудах великого древ­негреческого философа Аристотеля. Он создал формальную логику, т.е. фактически учение о доказательстве, — главный инструмент выведения и систематизации знания; разработал категориально-понятийный аппарат науки; утвердил своеобразный канон организации научного исследования (история вопроса, постановка проблемы, ар­гументы «за» и «против», обоснование решения); предметно диффе­ренцировал само научное знание, отделив науки о природе от ме­тафизики (философии), математики и т.д. Заданные Аристотелем нормы научности знания, образцы объяснения, описания и обос­нования в науке пользовались непререкаемым авторитетом более тысячи лет, а многое (законы формальной логики, например) дей­ственно и поныне.

Вторая глобальная научная революция приходится на XVI— XVIII вв. Ее исходным пунктом считается переход от гео­центрической модели мира к гелиоцентрической. Это, безуслов­но, самый заметный признак смены научной картины мира, но он мало отражает суть происшедших в эту эпоху перемен в науке. Их общий смысл обычно определяется формулой: становление классического естествознания. Такими классиками-первопроход­цами признаны: Н. Коперник, Г. Галилей, И. Кеплер, Р. Декарт, И. Ньютон. Итог этой научной революции — механистическая научная картина мира на базе экспери­ментально-математического естествознания.

«Потрясение основ» — третья на­учная революция — случилось на рубеже XIX—XX вв. Наиболее значимыми теориями, составившими основу новой парадигмы научного знания, стали теория относительности (специ­альная и общая) и квантовая механика. Первую можно квалифици­ровать как новую общую теорию пространства, времени и тяготе­ния. Вторая обнаружила вероятностный характер законов микроми­ра, а также неустранимый корпускулярно-волновой дуализм в са­мом фундаменте материи.

Другой подход к выделению научных революций позволяет рассмотреть четыре глобальные революции, связанные с типом научной рациональности.

В первой научной революции XVII в. возникла классическая европейская наука и сформировался особый тип рациональности, получивший название научного. Научный тип рациональности появился в результате отказа европейской науки от метафизики.

Природа рассматривалась как единая истинная реальность, как вещественный универсум, из которого был элиминирован всякий духовный компонент. Объекты рассматривались преимущественно в качестве механических устройств. Свойства целого сводились к сумме свойств его частей. Элементы целого были связаны жесткими причинно-следственными связями. Время не влияло на характер событий и процессов, а рассматривалось как некий внешний параметр. Абстрагируясь от всякой соотнесенности с познающим субъектом, естествознание претендовало на статус точной науки о природных телах. В научную картину мира впускалось только то, что можно практически объективировать и проконтролировать.

Вторая научная революция произошла в конце XVIII – первой половине XIX в. Произошел переход от классической науки, ориентированной в основном на изучение механических и физических явлений, к дисциплинарно организованной науке. Появление таких наук, как биология, химия, геология, способствовало тому, что механическая картина мира перестает быть общезначимой и общемировоззренческой. Биология и геология вносят в картину мира идею развития, которой не было в механической картине мира.

Третья научная революция охватывает период с конца XIX до середины XX в. Появляется неклассическое естествознание и соответствующий ему тип рациональности. Революционные преобразования произошли сразу во многих науках: в физике были разработаны релятивистская и квантовые теории; в биологии – генетика; в химии – квантовая химия. В центр исследовательских программ выдвигается изучение объектов микромира. Произошли изменения в понимании идеалов и норм научного знания.

Во-первых, ученые согласились с тем, что мышлению дан не объект в его первозданном состоянии, а взаимодействие объекта с прибором. Во-вторых, так как эксперимент проводит исследователь, то проблемы истины напрямую становится с деятельностью исследователя. В-третьих, под сомнение была поставлена возможность субъекта познания реализовывать идеальные модели и проекты, вырабатываемые рациональным сознанием. В-четвертых, в противовес идеалу единственно научной теории, стала допускать истинность нескольких отличающихся друг от друга теоретических описаний одного и того же объекта.

Четвертая научная революция совершилась в последнюю треть XX столетия. Рождается постнеклассическая наука, объектами изучения которой становятся исторически развивающиеся системы. Формируется рациональность постнеклассического типа. В постнеклассической науке историческая реконструкция как тип теоретического знания стала использоваться в космологии, астрономии и даже физике элементарных частиц, что привело к изменению картины мира. Возникло новое направление в научных исследованиях – синергетика. Важным моментом четвертой научной революции было оформление космологии как особой научной дисциплины, изучающей Вселенную в целом.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите функции современной науки.

2. Какие признаки отличают науку от вненаучного знания?

3. Что понимают под термином «сциентизм»?

4. Каковы особенности эмпирического уровня познания?

5. Приведите классификацию методов познания.

6. Перечислите основные достижения третьей научной революции.

7. В чем состоят недостатки модели развития науки, предложенной К.Поппером?


Глава 2. Пространство и время в естественнонаучной картине мира