Вопрос 4. Методы анализа внешней и внутренней среды, используемые при разработке стратегии

1. SWOT (ССВО) – АНАЛИЗ SWOT - анализ – анализ внутренней среды, позволяющий выявить угрозы и возможности, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации, а также сильные и слабые стороны фирмы. После выделения сильных сторон, слабых сторон и угроз необходимо сформировать матрицу SWOT – анализ, в которой проранжировать факторы по степени их влияния.

внутренняя среда:

S -Сильные стороны (С) – внутренние факторы, которые способствуют эффективной работе организации (квалифицированный персонал, высококачественная продукция). Сильные стороны являются основой, на которую опирается организация и которую она должна расширять и укреплять. W -Слабые стороны (Сл) – внутренние факторы, которые препятствуют эффективной работе организации (устаревший дизайн упаковки, узкий ассортимент). Слабые стороны – объект пристального внимания руководства. Организация должна делать все возможное, чтобы избавиться от наибольшего числа слабых сторон.

внешняя среда:

O - Возможности (В)– внешние факторы, которые благоприятствуют деятельности организации (расширение сегментов рынка, увеличение технологического уровня производства).

T - Угрозы, опасность (О) – внешние факторы, которые являются причинами неблагоприятных условий работы организации (появление сильных конкурентов, старение кадров).

Матрица-SWOT имеет следующий вид:

  В О
С СиВ СиО
Сл СлиВ СлиО

На пересечении разделов образуются четыре поля для дальнейшего исследования:

  • - СиВ (сила и возможности).Данное поле позволяет использовать сильные стороны организации для того, чтобы получить отдачу от появившихся возможностей;
  • - СлиВ (слабость и возможности).Это поле позволяет за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся у организации слабости;
  • - СиО (сила и опасность).Это поле предполагает наличие возможностей использования сил организации для устранения опасностей;
  • - СлиО (слабость и опасность).Самое опасное поле. Для него характерны слабость позиции организации и опасность надвигающейся угрозы.

После составления матрицы определяются основные направления развития бизнеса компании и резервы их реализации.

Показать пример (ОАО «Заря»)

 

2. PEST – АНАЛИЗ

Это анализ макросреды по 4 направлениям:

1. P- Политика: а) правительственная стабильность. б) изменение законодательства. в) государственное влияние на отрасль. г) государственное регулирование конкуренции в отрасли. д) налоговая политика.

2.E -Экономика: а) общая характеристика экономической ситуации. б) курс национальной валюты и ставка рефинансирования. в) уровень инфляции. г) уровень безработицы. д) цены на энергоресурсы.

3.S - Социум: а) демографические изменения. б) изменения структуры доходов. в) отношение к труду и отдыху. г) социальная мобильность населения. д) активность потребителей.

4. T-Технологии: а) государственная технологическая политика. б) значимые тенденции в области НИОКР. в) новые продукты (скорость обновления и освоения новых технологий). г) новые патенты.