В Вавилонии имеласьрегулярная армия.

В Азиатском Междуречье, между реками Тигр и Евфрат, первые госу­дарства возникли в начале III тысячелетия до н. э. В общественном и государственном строе этих небольших городов-государств долго со­хранялись черты родоплеменной организации. ГосударствоШумер получило свое название от народа шумеров, древней­шего населения страны, заложившего основы цивилизации в Между­речье. Постепенно всю территорию государства захватили проживавшие к северу от шумеров аккадцы, создав могучееШумеро-Аккадское цар­ство.

2. Около 2000 г. до н. э. Междуречье захватили кочевники-амореи, которые победили Шумеро-Аккадское царство и расселились на его территории. Одним из опорных пунктов кочевников былВавилон. Возвышению Ва­вилона способствовало удобное географическое положение, и при царе Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н. э.) Вавилон сделался столицей огромно­го государства, которое включало в себя большую часть Междуречья. После смерти ХаммурапиСтаро-Вавилонское царство (Вавилония),потерпев ряд поражений от своих соседей, в 1595 г. до н. э. было уничто­жено хеттами и касситами.

В VII - VI вв. до н. э. Вавилон пережил новый подъем - настала эпоха Ново-Вавилонского (Халдейского) царства. При Навуходоносоре II Вавилонское царство превратилось в могущественную державу. После смерти Навуходоносора II Вавилонию захватывает персидский царь Кир. В обществе развиваются рабовладельческие отношения, происходит рост крупного землевладения. Осуществляется строительство храмовых, обо­ронительных и ирригационных сооружений. Получают развитие ремес­ло и торговля. Как и в Древнем Египте, высокое положение в обществе занимало жречество.

 

Вопрос 7. Характеристика Древнего Шумера

 

1. Особенностьюобщественного строя Древнего Шумера является сохра­нение пережитков родоплеменной организации. Существование территориальных общин обусловлено тем обстоятель­ством, что сельское хозяйство основывалось на принципе организо­ванного орошения. Центрами управления сельским хозяйством были храмы. Сначала они не имели собственной земли - каждая деревня вы­деляла своему храму участок земли, который обрабатывался крестья­нами-общинниками, а собранный урожай отдавался храму. Постепен­но храмы стали вести на этих землях хозяйство самостоятельно, при­своив их себе. Увеличение территории храмовых земель происходило за счет их купли-продажи, которая рано была разрешена в Шумере. Часть земель сдавалась в аренду.

Высшие слои шумерского общества составляло жречество, игравшее огромную роль в жизни Шумера. Храмы организовывали прокладку ка­налов, собирали налоги, управляли жизнью соседних городов и дере­вень.

Родовые общинники составляли более пятидесяти процентов населения. Общинники, потерявшие связь с общиной, обладали личной свободой, но находились в экономической зависимости от храмов и частных лиц. Наемный труд безземельных крестьян широко применялся на храмо­вых землях.

Рабами в Шумере были в основном чужеземцы, плененные или куплен­ные. Рабов могли иметь и храмы, и частные лица.

2. Государственный строй Древнего Шумера отличается тем, что на тер­ритории Шумера находилось несколько десятков самостоятельных го­родов и областей, не составлявших единого государства. Наиболее изве­стными были: Эриду, Ур, Лагаш, Умма, Урук, Киш. Главой города и области был верховный жрец главного городского хра­ма, носивший титул "энси" ("патеси"). Если власть правителя выходила за границы города, правителю присваивался титул "лугаля". Основные функции правителя сводились к управлению общественным строительством, ирригацией и храмовым хозяйством. Энси и лугали возглавляли общинный культ, предводительствовали войском, председательствовали в совете старейшин и народном собра­нии.

Органами, ограничивавшими власть правителя, были совет старейшин и народное собрание. Они избирали правителя, давали ему рекоменда­ции, производили общий контроль над его деятельностью, осуществ­ляли суд и управление общинным имуществом.

 

Вопрос 8. Общественный строй Вавилонского государства

1. Низший общественный слой в Древнем Вавилоне составлялирабы - вардум. Ими становились военнопленные, а также порабощенные и став­шие бесправными свободные. Рабы подразделялись на:

- царских;

- храмовых;

- частновладельческих.

Для обозначения рабского состояния на рабов налагались особые знаки, вырезаемые или выжигаемые на теле.

Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина; рабов могли продать, заложить и т. д. Повреждение здоровья или лишение жизни раба считалось не более как повреждением имущества его господина, которому виновный обязан возместить ущерб.

Рабы не имели права собственности. С разрешения господина они могли владеть имуществом, но оно считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба.

2. Свободное население Вавилона делилось на:

- полноправных (авилум);

- неполноправных (мушкену).

Основную массу населения составляли полноправные свободные граждане - авилум. Они могли владеть землей, несли имущественные и личные повинности.

Полноправные граждане не были однородным сословием. Отдельные зажиточные общинники становились все более самостоятельными. Наряду с ними появились обедневшие общинники, попадавшие в долговую кабалу.

Другую часть населения составляли жители покоренных городов и областей - мушкену.

Наряду с сословным делением существовалоразделение по профессиональным занятиям:

- первое место занимали придворные служащие - царские телохранители и высшее жречество;

- далее следовали "редум", "баирум", "декум", "лубуттум" – различного рода военнослужащие;

- в соответствии с государственным значением религии и храмов почетное положение среди профессий занимали храмовые служащие;

- высокое положение в обществе занимало чиновничество;

- низшие ступени профессионально-служебной лестницы занимали крупные купцы, предприниматели, врачи, ремесленники, поденщики.

 

Вопрос 9. Государственное устройство Вавилонии

 

1. По своемугосударственному строю Древне-Вавилонское царство было централизованным государством. Законодательная, исполнительная и судебная власть находилась в руках царя. Глава государства считался наместником и служителем бога-защитника. Снизу царская власть ограничивалась богатыми городами и сильным жречеством, которое выступало блюстителем неприкосновенности прав городов. В Вавилонии существовало три города, занимавших привилеги­рованное положение, - Ниппур, Сиппар и Вавилон. Льготные грамоты, которыми обладали эти города, лишали царей права сажать в тюрьму их граждан, требовать у них солдат, работников для храмовых хозяйств. Древневавилонские правители создали отлаженный механизм уп­равления - все управление было сосредоточено в царском дворце, лич­ное внимание Царя обращалось на все дела государства. Поэтому уме­лыми и опытными чиновниками дорожили, что повлекло вытеснение родовой знати служилой. Ценились писцы. Особенностью дворцовой системы управления было то, что лица, уп­равлявшие царским хозяйством, занимали и высшие должности в госу­дарстве.

К высшим сановникам государства относились визирь, дворецкий, на­чальник финансов, кравчий, главный военачальник.

В системе государственных органов различались «центральные и местные» органы управления. Большими городами управляли наместники царя. На местах сохранялись органы общинного самоуправления, осуществляв­шие административную, финансовую и судебную власть.

2. В вавилонском обществе до правления Хаммурапи ведущее место в осу­ществленииправосудия принадлежало храмовым и общинным судам. В качестве судебных органов выступали советы храмов, общинные собра­ния или специально выделяемая ими коллегия общинных судов. В об­щинах коллегиальные суды состояли из членов совета старейшин, руко­водство ими осуществляли рабианумы.

Усиление царской власти привело к ограничению судебных полномо­чий общин и храмов. При Хаммурапи во всех больших городах были вве­дены царские суды, рассматривающие в основном дела царских людей. Царь считался высшей судебной инстанцией, но не выступал как высшая кассационная или апелляционная инстанция - он имел право помило­вания в случае вынесения смертного приговора, а также принимал жалобы на судебную волокиту, на злоупотребления судей, на отказ в правосудии.

В нововавилонском обществе в храмовые советы, осуществлявшие судебные функции, включались представители народных собраний городов, на территории которых находились храмы.

Во время крупных военных походов созывалось общинное ополчение. При Хаммурапи произошел отрыв постоянной армии от общинного землевладения. Воин получал надел царской земли, который обеспечивал его и его семью, причем воинский надел полностью исключался из оборота, все сделки относительно земли воина считались ничтожным. Если воин бросал свой надел ради избавления от службы, то не терял права на него в течение года при условии возвращения к своим обязанностям.

В целях укрепления боеспособности и дисциплины в армии Законы Хаммурапи предписывали жестоко карать воинов, нарушавших царски приказ о выступлении в поход, а также воинских начальников, использовавших в своих целях имущество солдат ("илку") или отдававших этоимущество внаем.

 

Вопрос 10. Законы Хаммурапи

 

1. Первая кодификация законов Вавилонии, относившаяся к началу правления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Известные нам ЗаконыХаммурапи были созданы в конце этого правления. Сборник законов выбит на черном базальтовом столбе. Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан под рельефом, который помещен наверху, на лицевой стороне столба, и изображает царя, стоящего перед богом Солнца Шамашем - покровителем суда. Изложение законов отличается тем, что сделано в казуистической форме, тексты не содержат общих принципов, не имеют религиозного и морализирующего элементов.

Текст сборника состоит из трех частей.

- введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого", а также перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам своего государства;

- 282 статьи законов;

- обширное заключение.

Источниками при составлении сборника послужили:

- обычное право;

- шумерские судебники;

- новое законодательство.

2. При царе Хаммурапи частная собственность на землю достигла наивыс­шего уровня развития. В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности:

- царские;

- храмовые;

- общинные;

- частные.

Царским и храмовым хозяйством управлял царь. С развитием частной собственности на землю сокращались общинные земли, происходил упадок общины. Поэтому земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, каких-либо ограничений на подобные сделки со стороны общины не суще­ствовало.

Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие землевладельцы обрабатывали свою землю сами. Земельные наделы воинов, а также имущество солдат, как сказано в вопросе 9 "Государственноеустройство Вавилонии", подчинялись осо­бому правовому режиму.

3. Законодательству Хаммурапи известныдоговоры:

- аренды;

- имущественного найма;

- личного найма;

- займа;

- купли-продажи;

- хранения;

- товарищества;

- мены;

- поручения.

Большую роль в земельных отношениях того времени играет аренда земли, поэтому в Законах Хаммурапи имеется ряд статей, посвящен­ных аренде - поля, сада, еще не освоенной земли. В Законах Хаммурапи упоминаются различные виды имущественного найма: помещений, домашних животных, судов, повозок, рабов. Уста­навливается плата за наем вещей, а также ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества. При помощи договора личного найма нанимали сельскохозяйственных рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законами определяются порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда. Особенностью законодательства Хаммурапи в отношении договора займа (как денежного, так и натурального) является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Законы под­робно регулировали следующие положения:

- ограничение максимального срока отработки долга тремя годами;

- ограничение процентов, взимаемых ростовщиком;

- ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.

Договор купли-продажи также был очень распространен ввиду суще­ствования частной собственности на движимое и недвижимое имуще­ство. Купля-продажа регламентировалась следующими положениями:

- продажа ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме при свидетелях;

- продавцом мог быть только собственник вещи;

- продажа имущества, изъятого из оборота, считалась недействительной.

4. Брак заключался на основе письменного договора между будущим му­жем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора.

Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой право­способностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданое, имела право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность (определяемую в законе как прелюбодеяние) она подверга­лась суровому наказанию; если была бесплодна, то мужу разрешалось иметь побочную жену.

Будучи главой семьи, отец имел над детьми сильную власть: он мог продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие на родителей.

Хотя закон и признает наследование по завещанию, преимущественным способом наследования является наследование по закону. В качестве на­следников выступали:

- дети;

- усыновленные дети (Законы Хаммурапи разрешают усыновление де­тей);

- внуки;

- дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими.

Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего пре­ступления.

5. Общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые призна­ются преступными, Законы Хаммурапи не дают. Из содержания коди­фикации можно выделитьтри вида преступлений:

- против личности;

- имущественные;

- против семьи.

К преступлениям против личности законы относят неосторожное убий­ство. Об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассмат­риваются различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев.

Среди имущественных преступлений законы называют кражу скота, ра­бов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж, укрыва­тельство рабов.

Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считают прелюбо­деяние (неверность жены, и только жены) и кровосмешение. Также преступными являлись действия, подрывающие отцовскую власть. Цельюнаказаний, предусмотренных Законами Хаммурапи, являлось возмездие, что определяло их виды. Основными видами наказаний являлись:

- смертная казнь в различных вариантах - сожжение, утопление, посажение на кол;

- членовредительские наказания - отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т. п.;

- штрафы;

- изгнание.

При определении наказания за преступления, совершенные против личности, законодатель руководствовался "принципом талиона" - "мера за меру", когда виновному назначалась та же участь, что и потерпев­шему.

Наказаниями за имущественные преступления были смертная казнь, членовредительство или штраф, многократно превышающий стоимость украденного. В случае неуплаты штрафа виновного казнили. Преступления, подрывающие основы семьи, также наказывались смерт­ной казнью (за прелюбодеяние) или членовредительством - например, отрубанием руки сыну, ударившему отца.

6. Ведениепроцессов по уголовным и гражданским делам осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, а также ордалии (например, испытание водой, регламентированное законодателем). Согласно нормам процессуального права судья обязан был лично ис­следовать дело. Изменить свое решение судья не мог под угрозой круп­ного штрафа и лишения должности без права возвращения к ней.

 

Вопрос 11. Характеристика Древней Индии

 

1. Одна из самых древних цивилизаций в мире сложилась более четырехтысяч лет назад в долине Инда.

Столицами политических объединений уже в III тысячелетии до н. э. сталиХараппа и Мохенджо-Даро - крупные города, центры ремесленного производства и торговли. Достоверные сведения о классовой структуре и политической организации общества этого времени до нас не дошли, однако известно, что здесь происходило разложение первобытнообщинного строя, началось социальное расслоение населения.

К середине II тысячелетия до н. э. начался упадок Хараппской цивилизации, который завершился с приходом индоарийских племен.

2. Период развития Древней Индии с середины II тысячелетия до н. э до первой половины I тысячелетия до н. э. получил названиеведийского.Этот период отмечен образованием классового общества и государства - крупные достижения в области производства привели к расслоению общества, к усилению общественного неравенства. Руководство племенем осуществлял военный вождь - раджа, вначале назначавшийся собранием. С усилением общественного неравенства он постепенно возвышался над племенем, подчиняя себе органы племенного управления. Со временем должность раджи становится наследственной.

С усилением власти раджи связано уменьшение роли народных собраний: постепенно народные собрания, назначавшие раджу, утрачивали свою роль и становились из собрания соплеменников собранием знати, приближенных раджи.

Органы племенной администрации перерастают в государственные органы. Рабовладельческая знать занимает высшие должности в государственной администрации. Племенная дружина превращается в постоянное войско. Народ облагается налогами, которые уплачиваются царю при посредстве специальных чиновников.

Таким образом, в ведийский период на базе родоплеменных коллективов начали возникать государственные образования, принимавшие форму монархий или республик. По большей части их территории были невелики.

3. В Магадхо-Маурийскую эпоху были заложены основы многих государственных институтов, получивших развитие в последующие периоды. Она названа так потому, что самым крупным и сильным государством из возникших в ведийский период была Магадха, а наивысшего расцвета это государство достигло в IV - III вв. до н. э. при династии Маурьев, которая объединила под своей властью почти всю террито­рию Индостана.

Эту эпоху характеризуют усиление монархической власти, а также па­дение роли институтов племенного управления. Хотя создание объединенного индийского государства способствовало общению различных народов, взаимодействию их культур, стиранию узких племенных рамок, но империя Маурьев состояла из племен и народов, находившихся на разных ступенях развития. Поэтому Маурьям не удалось сохранить единство государства - во II в. до н. э. Индия, несмотря на сильную армию и крепкий аппарат управления, распалась на множество государственных образований.

 

Вопрос 12. Общественный строй Древней Индии

 

1. Разложение первобытнообщинного строя и развитие общественного и имущественного неравенства привело к появлению сословий- варн. Все свободные стали делиться на группы, не равные по своему обществен­ному положению, правам и обязанностям. С оформлением рабовладельческого государства деление всех свобод­ных на четыре варны было объявлено извечно существующим поряд­ком и освящено религией. В соответствии с Законами Ману существовали следующие варны:

- брахманы - члены жреческих родов;

- кшатрии - военная аристократия;

- вайшьи (вайшии) - свободные полноправные общинники;

- шудры - низшая варна, неравноправные члены общества. Образ жизни каждой варны был сформулирован в специальных законах, - дхармах. В компетенцию первых двух варн входило государственное управление. Вайшьям предписывалось заниматься земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей. Шудры должны были находиться в ужении у трех высших варн.

С течением времени сословия становились все более замкнутыми. Этому способствовали:

- Строгая эндогамность - заключение браков между представителями одной варны;

- определенная, наследственно закрепленная профессия;

- поклонение одним богам;

- переход из одной варны в другую строго запрещался. Ограничивалась возможность смешанных браков, устанавливалось разное материальное возмещение за убийство лица в зависимости от его принадлежности к определенной варне: за проступки члена высшей варны по отноше­нию к члену низшей полагалось более мягкое наказание, и наоборот. Впоследствии, с превращением свободных общинников в зависимых крестьян, вайшьи стали по значению приближаться к шудрам, а две первые касты - касты знати - обособились от двух низших.

2. Важнейшим компонентом социального, общественного и экономи­ческого строя в Маурийский период былаобщина, поскольку объеди­няла значительную часть населения - свободных земледельцев. Самой распространенной формой общины была сельская, хотя кое-где еще существовала и примитивная родовая.

В общине сохранялись черты единого коллектива и старые общинные традиции - свободные жители на собраниях решали различные вопросы управления. Со временем все большее значение приобретали главы де­ревни.

Вначале глава общины выбирался на собрании общинников,затемутверждался государственной властью, постепенно превращаясь в ее представителя.

В общине наблюдался процесс имущественного разделения:

- верхушка, эксплуатировавшая рабов и наемных работников;

- общинники, которые сами работали на своих участках;

- разорившиеся общинники, которые лишались земли и орудий труда и были вынуждены работать в качестве арендаторов.

Деревенские ремесленники также занимали различное положение:

- ремесленники, которые работали самостоятельно и имели собствен­ные мастерские;

- ремесленники, которые нанимались на работу за определенную плату.

3. Рабство Древней Индии отличается своей неразвитостью - наряду с ра­бовладельческими отношениями продолжают сохраняться пережитки первобытнообщинного строя: индийские рабы могли иметь семьи, соб­ственность, право на наследование, право собственности на получае­мые дары. Свободный, становясь рабом, не терял своих семейных, ро­довых и кастовых связей.

Рабский труд не играл значительной роли в экономике Древней Индии. В праве древнеиндийского государства отсутствует отчетливое противо­поставление свободных и рабов, поскольку, хотя это государство и было рабовладельческим, но варны заслоняли собой классы. Тем не менее Законы Ману указывают следующие разряды рабов:

- захваченные под знаменем (военнопленные);

- рабы за содержание;

- рабы, рожденные в доме хозяина;

- купленные;

- подаренные;

- доставшиеся по наследству;

- рабы в силу наказания.

Характерной чертой древнеиндийского рабства было наличие законо­дательства, направленного на ограничение произвола хозяина по от­ношению к рабам.

 

Вопрос 13. Государственное устройство Древней Индии

 

Для Магадхско-Маурийской эпохи характерныусиление монархической власти и падение роли институтов племенного управления.

Главой государства являлся царь. При переходе власти строго соблю­дался принцип наследования - еще при жизни царь назначал одногоизсвоих сыновей наследником престола.

Царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодатель­ной властью - был главой фискальной администрации, верховным судь­ей, издавал эдикты, назначал крупных государственных чиновников. Важное место при дворе занимал царскийжрец, принадлежавший к влиятельному брахманскому роду.

При царе существовали советы:

- паришад - совет царских сановников;

- тайный совет;

- раджа - сабха, или царский совет.

В случае крайне неотложных дел члены паришада собирались вместе с членами тайного совета, состоявшего из особо доверенных лиц. В эпоху Маурьев паришад приобрел функции политического совета, за­нимаясь проверкой всей системы управления и выполнением приказов Царя. Он состоял из военной и жреческой знати, которая стремилась сохранить свои привилегии и ограничить абсолютную власть правителя. В ранние периоды паришад был более широким по составу и более де­мократическим по характеру органом власти, оказывал значительное воздействие на раджу и его политику. Постепенно он сократился по ко­личественному составу, аристократизировался, его роль была сведена к выполнению совещательных функций при царе.

Подобные преобразования претерпела и сабха - ранее широкое по со­ставу собрание знати и представителей городского и сельского насе­ления. К эпохе Маурьев состав сабхи становится значительно уже, она тоже приобретает характер царского совета - раджа-сабхи.

2. В эпоху Маурьев государство имело следующееадминистративно - территоральное деление:

- главные провинции;

- обычные провинции (джанапады);

- области (прадеши);

- округа (ахале);

- деревни.

Главных провинций было четыре, и они обладали особым статусом, в том числе большой автономией. Ими управляли царевичи. Для проверки царевичами действий местных чиновников существовал институт спе­циальных инспекторов.

Во главе джанапад стояликрупные государственные чиновники - раджуки.

В главных городах округов имелись канцелярии. Деревня была низшей единицей провинциального управления.

3. В Древней Индии существовали две системысудов:

- царские;

- внутриобщинные (кастовые).

Высшей судебной инстанцией был царский суд, в котором участвовал сам царь вместе с брахманами и советниками или замещавшая его су­дебная коллегия (сабха), состоявшая из назначенного царем брахмана и трех судей. Царю как высшему судье принадлежало право ежегодно объявлять амнистии.

Толковать в суде нормы права мог брахман, в крайнем случае кшатрий или вайший.

Начиная с десяти деревень, во всех административных единицах долж­на была назначаться судебная коллегия из трех судейских чинов. Кроме того, уголовные дела разбирали специальные судьи. Борьбой с преступлениями в городах занимались городские власти. Большинство дел рассматривали общинные кастовые суды.

4. Войны и грабеж других народов рассматривались как один из главных источников процветания государства. В связи с этимармия играла весь­ма важную роль в Древней Индии. Главнокомандующим армией счи­тался царь. Большая часть награбленного имущества переходила царю, остальное подлежало дележу среди солдат.

Армию комплектовали из следующих источников:

- наследственные воины - кшатрии;

- наемники;

- воины, поставляемые зависимыми союзниками, вассалами.

Армия также несла функции по охране общественного порядка. Она должна была стоять на защите государственной целостности.

 

Вопрос 14. Законы Ману

 

1. Законы Ману являются так называемой дхармашастрой - сборником норм (дхарм), правил, определявших поведение индийцев в их повсед­невной жизни. Данные нормы носили религиозный характер и были этическими, а не правовыми. Понятия права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, в Древней Индии не было.

Всего в Законах Ману двенадцать глав, которые состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший. Статьи, содержащиеся в главах VIII и IX, имеют непосредственно правовое содержание. Прочие разъясняют и закрепляют существующее варновое (кастовое) устройство.

2. В соответствии с Законами Ману существуют следующиеспособы воз­никновения права собственности:

- наследование;

- получение в виде дара или находка;

- покупка;

- завоевание;

- ростовщичество;

- исполнение работы;

- получение милостыни;

- давность владения (10 лет).

Приобретать вещь можно было только у собственника. Запрещалось доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику. Уже в период создания Законов Ману в Индии понимали разницу меж­ду собственностью и владением и уделяли значительное внимание ох­ране частной собственности, в первую очередь собственности на зем­лю. Земли подразделялись на земли царские, общинные и частных лиц. Законы Ману охраняют также движимое имущество, упоминая рабов, скот, инвентарь как наиболее значительное.

3. В Законах Ману рассматриваются иобязательственные отношения. В ос­новном в Законах говорится об обязательствах из договоров. Рассматри­ваются следующие видыдоговоров:

- договор займа;

- договор найма рабочей силы;

- договор аренды земли;

- договор купли-продажи;

- договор дарения.

Наиболее подробно описывается договор займа. Закон устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долга в срок, он обязан был его отработать. Допуска­лось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. В слу­чае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.

Вследствие применения труда свободных наемных работников (карма-каров) Законы Ману уделяют большое внимание договору найма рабо­чей силы. Условия заключения договора зависели от работодателей. Не­исполнение договора влекло штраф, а виновному не выплачивалось жалованье. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и нанявшийся, выздоровев, исполнял работу, он мог получить жалова­нье.

Договор аренды земли получил развитие в Древней Индии ввиду проник­новения в общину процесса имущественной дифференциации - землю были вынуждены арендовать разорившиеся общинники, которые ли­шались ее.

Договор купли-продажи в соответствии с Законами Ману должен был совершаться в присутствии свидетелей и считался действительным лишь в этом случае. В качестве продавца мог выступать только собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету дого­вора и запрещал продавать товар плохого качества, недостаточный по весу. Сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных при­чин, но не позднее чем в течение 10 дней после совершения купли-продажи.

В Законах Ману рассматриваются также обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства указывались порча имущества, вред, причиненный движением повозки по городу. Виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.

4. В Древней Индиибрак представлял собой имущественную сделку, в ре­зультате которой муж покупал себе жену и она становилась его соб­ственностью.

Главой семьи был муж. Законы Ману требовали от жены почитать сво­его мужа как бога, даже если он "лишен добродетели". Женщина полнос­тью зависела от своего супруга и сыновей - в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа - под влас­тью сыновей. За неверность она подвергалась суровому наказанию вплоть до смертной казни.

В соответствии с варновым устройством жена должна была принадле­жать той же варне, что и муж. В исключительных случаях мужчинам разрешалось вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей варны запрещалось.

Будучи главой семьи, отец управлял всем еедостоянием, хотя все иму­щество семьи считалось общим.

Древнеиндийское право не знало наследования по завещанию, только наследование по закону: имущество после смерти родителей либо дели­лось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который ста­новился опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им для приданого по одной четверти своей доли.

5. Законам Ману известны следующие понятияуголовного права:

- формы вины;

- рецидив;

- тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне. Это указывает на довольно высокий уровень развития.

О существовании в то время пережитков старины свидетельствует сохранение следующих понятий:

- принцип талиона ("мера за меру");

- ордалии (суд богов);

- принцип ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.

Виды преступлений, называемых Законами Ману:

- государственные преступления;

- преступления против собственности;

- преступления против личности;

- преступления, посягающие на семейные отношения.

На первом месте стоят государственные - служба врагам царя, поломка городской стены, городских ворот.

Законы Ману подробно описываютпреступления против собственности и против личности.

Среди имущественных преступлений Законы выделяют кражу, давая ее градации, как тайное похищение имущества, от грабежа, совершаемо­го в присутствии потерпевшего и с насилием к нему, был ли застигнут вор на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Наказывались также укрывательство вора и недонесение о виденной краже.

К насилию, совершенному над личностью. Законы Ману относили и убий­ство, и телесные повреждения. Насильника считали худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой. Законы Ману знают также понятие необходимой обороны: убийство, со­вершенное при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов, не наказывалось.

Преступлениями, посягающими на семейные отношения. Законы считают прелюбодеяние, посягательство на честь женщины.

Существовало множествовидов наказаний, в том числе:

- смертная казнь в различных вариантах (посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др.);

- для брахмана приравнивавшееся к смертной казни бритье головы;

- членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног);

- штрафы;

- изгнание;

- тюремное заключение.

6. Различия в ведениипроцессов по уголовным и гражданским делам не

было, а сам процесс носил состязательный характер. Для рассмотрения исков Законы Ману называют восемнадцать пово­дов, в том числе неуплату долга, заклад, продажу чужого, нарушение соглашения.

Верховный суд вершил царь с брахманами. Отделения суда от админист­рации не существовало. Дела рассматривались, следуя порядку варн. Законы детально регламентируют использование свидетельских пока­заний, которые служили основным источником доказательств. Ценность показаний соответствовала принадлежности свидетеля к определенной варне. В качестве свидетеля не могли выступать заинтересованные лица и женщины.

При отсутствии свидетелей в качестве доказательств применялись орда­лии различных видов: испытание огнем, весами, водой и т. п.

 

Вопрос 15. Древний Китай. Государство Шан (Инь)

 

1. В истории Древнего Китая можно выделитьчетыре периода, каждый из

которых связан с царствованием определенной династии:

- царство Шан (Инь) - с XVIII в. до н. э. до XII в. до н. э.;

- царство Чжоу - с XII в. до н. э. до 221 г. до н. э.;

- царство Цинь-с221 г. до н. э. до 207 г. до н. э.;

- царство Хань - с 206 г. до н. э. до 220 г. н. э.

Характерной особенностью образования государства в Китае является то, что процесс перехода от первобытнообщинного строя к классово­му обществу был активизирован покорением одного народа другим. Так как органы первобытнообщинного строя не были приспособлены для управления завоеванным народом, был создан специальный государ­ственный аппарат.

2. В царствование династииШан, в более позднее время названнойИнь,общество и государство были рабовладельческими. Рабы находились во владении как у частных лиц, так и у государства. Иньский господствующий класс составили жреческая знать, светская аристократия и аристократия подчиненных племен. Социальное положе­ние светской аристократии определялось земельными владениями, на­личием рабов, близостью к царю, занимаемой должностью. В соот­ветствии с этим присваивались титулы, дававшие определенные при­вилегии.

Большую часть населения составляли свободные общинники. Земля считалась государственной собственностью и находилась в рас­поряжении царей. Все земли делились на две категории:

- общественное поле, которое обрабатывалось совместно всей общиной. Весь урожай поступал старосте общины и в конечном итоге посылался царю;

- частные поля, которые находились в индивидуальном пользовании се­мьи, не являясь, однако, собственностью их держателей. В частной собственности были рабы, дома, орудия труда. Рабы не могли иметь ни семьи, ни имущества.

Основными источниками рабства были:

- захват пленных на войне;

- продажа в рабство за долги;

- обращение в рабство за некоторые преступления;

- получение рабов от подчиненных племен в качестве дани.

3. В государстве Шан (Инь)государственный строй на раннем этапе сохра­нял черты родоплеменной военной демократии. В дальнейшем наблюдается переход всей полноты власти к царю - вану. Старейшины из племенных вождей становятся единоличными правите­лями. Среди подданных укрепляется представление о них как о "сыновь­ях Неба", получивших власть по воле божественных сил. Самым крупным рабовладельцем, верховным военным вождем, выс­шим судьей и первосвященником был царь. Он же возглавлял государ­ственный аппарат. Высшие должности занимали по назначению царя его близкие родственники. Более мелкие должности - профессиональ­ные чиновники: писцы, сборщики налогов, судьи и т. п. В Древнем Китае существовало разделение должностных лиц на три основные категории:

- высшие гражданские чиновники;

- военные чиновники;

- советники, прорицатели.

4. В XII в. до н. э. в государстве Шан (Инь) обостряются внутренние проти­воречия. В то же время укрепляет свои силы и расширяет владения пле­мя чжоу, находившееся под властью иньских ванов. Под руководством этого племени объединяется ряд племен для борьбы против Иньского государства.

В 1076 г. до н. э. племена чжоу нанесли поражение иньской армии. Госу­дарство Шан пало, и на смену ему пришло царство Чжоу.

 

Вопрос 16. Древний Китай. Государство Чжоу

 

1. Время правления в Древнем Китаединастии Чжоу (с XII в. до н. э. до 221 г. до н. э.) подразделяется на три основных периода:

- период Западного Чжоу - 1122 - 742 гг. до н. э.;

- период Восточного Чжоу - 770 - 403 гг. до н. э.;

- период Чжаньго ("семи воюющих царств") - 403 - 221 гг. до н. э.

2. В периодЗападного Чжоу (1122 - 742 гг. до н. э.) укрепляется рабовла­дельческое государство, усложняется его структура. Общество характе­ризуется более высокой ступенью развития производительных сил, уве­личением численности рабов, развитием крупного землевладения.

Верховная власть принадлежала наследственному царю (вану), однако централизованное государство в течение всего периода Чжоу создано не было. Ван непосредственно управлял только столичной областью, а остальная территория страны делилась на княжества, которыми управляли владетельные князья (чжухоу). Территории княжеств подразде­лялись на более мелкие административные единицы, сложившиеся на базе прежнего родоплеменного деления. Низшей административно-тер­риториальной единицей была сельская община.

Государственный аппарат, которым руководил высший сановник (сян), состоял из приближенных личных слуг вана и доверенных рабов. Сян был главой административного аппарата и ближайшим помощником вана по управлению страной.

В царстве Чжоу существовала дворцовая система управления: дворцовые служащие являлись одновременно и должностными лицами. Она вклю­чала в себя большое количество чиновников, имеющих разнообразную компетенцию. Высшие чиновники (дафу) разделялись на три клас­са - старшие, средние, младшие. На верху общественной лестницы находилась рабовладельческая аристократия, которая состояла из чжоуской наследственной и военной знати, а также отчасти уцелевшей после покорения иньской арис­тократии.

В данный период интенсивно развивается крупное землевладение, по­является тенденция к превращению владений в частную земельную собственность. Формально собственником земли считался царь, одна­ко рабовладельческая аристократия могла свободно распоряжаться сво­ими владениями. С течением времени право крупных рабовладельцев на владение землей превращается в право собственности на землю. Общинное землепользование в период Западного Чжоу продолжало иг­рать заметную роль. Положение земледельцев (нунфу) было в целом тя­желым. Многие разорялись и переходили в разряд безземельных аренда­торов. Число рабов пополнялось в этот период за счет:

- военнопленных;

- завоеванного мирного населения;

- государственных преступников.

Армия в царстве Чжоу была постоянной лишь отчасти, будучи состав­лена из небольших кадровых отрядов и ополчения, которое присоеди­нялось к ним во время войны.

В середине VIII в. до н. э. произошел развал Западного Чжоу ввиду ослаб­ления связей центральной власти и правителей зависимых княжеств, а также неудачных войн с кочевниками. Когда страна распалась на ряд самостоятельных государств, то чжоуские цари превратились в прави­телей небольшого владения - Восточного Чжоу.