Построение PR-текста

Следуя рекомендациям ряда отечественных авторов (например, И. Алешиной, А. Чумикова и др.) основными правилами написания PR-текстов будем считать следующие:

• простота изложения, краткость и ясность;

• использование простых слов, повседневного языка аудитории;

• убедительность: факты, цифры, «показ», репортерский стиль -«читатель - очевидец»;

• естественность стиля, соответствие события его описанию.

Простота предложений и ясность формулировок - основные требования к текстам в сфере PR, которые прежде всего должны быть понятны. При подготовке текста специалисту по PR не стоит забывать, что основная задача - не реализация собственных литературных талантов, а успешное восприятие текста получателем, которое возможно лишь тогда, когда получатель сможет быстро и в максимально полном объеме «декодировать» послание и воспринять основные мысли. Перегруженность красочными оборотами, образами, метафорами, эпитетами, отступлениями, которые могут встречаться в журналистских текстах, не свойственна текстам, используемым в PR.

При подготовке PR-текстов автору следует избегать избыточности выражений. Краткость при выражении своих мыслей - одно из основных требований к PR-текстам. Простота изложения должна сочетаться с использованием простых, общеупотребительных и нейтральных лов литературного языка, за исключением тех случаев, когда необходимо использование специальных терминов и сложных названий. Считается, что употребление длинных слов также перегружает текст, поэтому соотношение длинных и коротких, слов не должно превышать соотношения 1:10. При подготовке некоторых PR-текстов (пресс-релиз) следует также избегать частого использования прилагательных и наречий, которые загромождают текст, а от использования причастных и деепричастных оборотов лучше совсем отказаться. В то же время активное использование глаголов и существительных придает тексту динамизм и облегчает его восприятие получателем - будь то журналист, редактор или непосредственно представитель общественности.

Для достижения ясности и краткости часто используются проверенные правила, принятые в информационных агентствах. Так, краткие и ясные предложения не должны содержать более одной идеи или образа. Средняя длина предложения не должна превышать 20 слов. Оптимальная длина предложения составляет 12-15 слов.

Большую роль играет и ритм текста - сочетание предложений, имеющих определенную длину. Одинаковая длина предложения создает ощущение монотонности. Наиболее удачным ритмом (чередованием предложений разной длины) считается «длинное» - «короткое» — «очень короткое» — «немного длиннее».

Как и рекламное сообщение, PR-текст строится по канонам журналистики новостей, четко распадаясь на три части - заголовочный комплекс, основной текст, реквизиты.

Важное значение имеют такие факторы, как концепция обращения, идея PR-текста, его тема, дизайн PR-текста, уровень литературного мастерства, своевременность появления PR-текста.

Оригинальность PR-текста, его изюминка, отличает данный текст от подобных произведений других PR-агентств. Это может быть неожиданный аспект привычного явления, остроумное сравнение, мастерская характеристика достоинств кого-либо или чего-либо. Интересы целевой аудитории - надежный ориентир для создания выразительного, эффективного PR-текста. Текст должен восприниматься массовым сознанием как привычный по форме, занимательный по содержанию, как полезный совет по своему практическому назначению.

Доверие публики к автору, составителям PR-текста (т. е. доверие к тексту) переносится затем на излагаемые идеи, доводы, аргументы и влияет, наконец, на планируемое изменение поведения целевой аудитории, на принятое избирателем решение.

Для написания эффективного PR-текста необходимо учитывать не только грамматические, стилистические факторы, но и психологические моменты восприятия информации человеком, важно учитывать жанровые особенности и направленность на определенную целевую аудиторию.

При подготовке PR-обращений необходимо учитывать специфику не только целевой аудитории, но и каждого канала коммуникации.

Являясь наиболее эффективным и мощным каналом коммуникации, телевидение стало основным и главным канапом массовой коммуникации. Массовый характер коммуникации посредством телевидения не является абсолютной ценностью, поскольку не все PR-кампании проводятся в расчете на значительные сегменты общества. Более того, телевидение остается самым дорогим средством коммуникации. Поэтому использовать такой мощный рычаг PR-воздействия, как телевидение, нужно очень осторожно и аккуратно.

Печатные СМИ как источник информации обладают по сравнению с телевидением несколькими важными преимуществами: они более избирательны, более дешевы и позволяют аудитории при необходимости сохранить информацию. К сожалению, оперативность печатных СМИ значительно ниже электронных.

Радио, бывшее в свое время наиболее прогрессивным и оперативным каналом массовой информации, несколько сдало свои позиции. Тем не менее

Выводы.

Существует разнообразие жанров PR-текстов, отличающихся по содержанию и по форме от журналистских текстов. PR-специалистам необходимо разбираться в особенностях их подготовки.

Вопросы для самоконтроля.

1. Какие требования предъявляются к подготовке PR-текстов?

2.Напишите следующие документы: пресс-релиз, заявление, обращение.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Налаживание эффективных связей с общественностью, управление общественными отношениями в современном обществе невозможно без новых коммуникативных технологий и помощи PR-специалистов, владеющих этими технологиями.

Связи с общественностью (PR) прошли длительный исторический путь своего формирования и развития. Возникнув в США и Западной Европе, они нашли сравнительно недавно признание и в России. Сложились различные модели PR, каждая из которых имеет свое преимущество и недостатки. Опора на них определяет эффективность деятельности PR.

Существует сложившаяся на Западе система саморегулирования PR и рекламной деятельности, вырабатывающая стандарты этичного поведения. Создан соответствующий правовой механизм, с учетом которого необходимо осуществлять PR и рекламную деятельность. Сложилась система государственного регулирования отношений в названных сферах. В арсенале PR и рекламистов существует множество специальных технологий, позволяющих повысить эффективность взаимодействия с различными группами общественности. Овладение этими технологиями является одной из важнейших задач профессионального становления специалистов по связям с общественностью. В то же время, деятельность PR не должна сводиться к использованию технологий, она имеет более широкий аспект. Управленческая деятельность PR должна осуществляться с учетом специфики различных общественных сфер, таких как власть и государственное управление, бизнес, некоммерческие организации, СМИ. Здесь должны применяться с учетом специфики этих сфер различные PR-технологии. Они дают эффект в том, случае, если применяются интегрировано.

В практике осуществления PR-проектов хорошо себя зарекомендовали модульные технологии. Они должны применяться с учетом возникающей ситуации. Набор элементов модуля в каждой конкретной ситуации должен быть разным. Это требует от PR-специалиста креативного подхода в реализации PR-проекта.

Список литературы.