Основные понятия и определения в информационной безопасности

Лекция 1. Основы информационной безопасности

Перспективы развития технологий обеспеченья ИБ.

Управление рисками

Использование информационных систем связано с определенной совокупностью рисков. Когда риск (возможный ущерб) неприемлемо велик необходимо принять эк. оправданные защитные меры. При этом периодическая переоценка рисков необходима для контроля эффективности деятельности в области безопасности и для учета изменений обстановки. Т.о. суть работы по управлению рисками состоит в том, чтобы оценить их размер, выработать эффективные и экономичные меры по уменьшению этого размера и затем убедиться, что риски заключены в приемлемые рамки.

 

По отношению к выявленным рискам возможны следующие действия:

1. Ликвидация риска

2. Уменьшение риска

3. Принятие риска и выработка плана действий в соответствующих условиях

4. Переадресация риска

Процесс управления рисками подразделяют на следующие этапы:

1. Выбор анализируемых объектов и уровня детализации их рассмотрения

2. Выбор методологии оценки рисков

3. Идентификация активов

4. Анализ угроз и определение уязвимостей в защите

5. Оценка рисков

6. Выбор защитных мер

7. Реализация и проверка выбранных мер

8. Оценка остаточного риска

 

  1. Межсетевые экраны

· Тенденция к аппаратной реализации межсетевых экранов

· Разработка персональных межсетевых экранов

  1. VPN-сети:

· Повышение производительности процессов шифрования

· Развитие технологий повышения мобильности клиентов VPN-сетей

  1. Антивирусное ПО:

· Совмещение разных методов определения вирусов

· Упрощение технологии обновления баз данных

  1. Средства обнаружения атак и контроля содержимого

· Развитие технологий определения значимых событий, способных нанести ущерб, что позволит администратору безопасности сосредоточить внимание именно на таких событиях

· Добиться, чтобы средства обнаружения атак и системы контроля содержимого при работе не ощущались пользователем

 

 

l информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;

l документированная информация - зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель.

(ФЗ № 149 от 27.06.2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»)

Различные субъекты по отношению к определенной информации могут выступать в качестве (возможно одновременно):

l источников (поставщиков) информации;

l пользователей (потребителей) информации;

l собственников (владельцев, распорядителей) информации;

l физических и юридических лиц, о которых собирается информация;

l владельцев систем сбора и обработки информации и участников процессов обработки и передачи информации и т.д.

обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам (Ст. 2 № 149-ФЗ)

Информация как объект правовых отношений Классификация информации по категориям доступа

Классификация информации в зависимости от порядка ее предоставления или распространения

1) информация, свободно распространяемую;

2) информация, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

3) информация, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

4) информация, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.