Анализ факторов, влияющих на организацию процесса разработки решения

На Организацию разработки управленческого решения могут влиять сле­дующие факторы:

- степень структурированности проблемы, по которой предстоит разработать и принять решение;

- степень загрузки лица, принимающего решение;

- наличие информации в распоряжении лица, принимающего ре­шение;

- степень неопределенности и формализованности информации;

- наличие людских, материальных, технических и прочих ресурсов в процессе разработки и принятия решения (например, наличие персональных вычислительных машин и соответствующего про­граммного обеспечения);

- масштабность последствий принятого решения;

- число и типы объектов, попадающих в сферу принятия решений;

- организационная структура предприятия;

- организационная культура предприятия и принятая процедура согласования решения в процессе его подготовки;

- квалификация и специальная подготовка разработчиков управ­ленческого решения.

При разработке запрограммированного решения задача организации разработки управленческого решения в соответствии с типовым алго­ритмом сводится:

к распределению ресурсов (в первую очередь времени), выделен­ных на разработку решения;

назначению с учетом названных выше факторов ответственных за выполнение соответствующих пунктов типового алгоритма раз­работчиков.

При разработке незапрограммированных решений по слабоструктури­рованным проблемам задача организации разработки управленческого решения отличается повышенной сложностью. Организация разработки незапрограммированных решений может быть разделена на следующие этапы:

1) проектирование организации разработки;

2) создание временного трудового коллектива или организацион­ной структуры по разработке решения;

3) координацию процесса разработки управленческого решения;

4) контроль хода разработки решения;

5) согласование решения с заинтересованными сторонами (объек­тами, попадающими в сферу принятия решений);

6) верификацию решения по следующим направлениям: полнота рассмотренных вариантов и альтернатив, точность полученных резуль­татов, достоверность (информационную и методическую) результата. В качестве одного из методов верификации — верификации экспертом — может рассматриваться анализ предлагаемого решения лицом, прини­мающим решения. Если лицо, принимающее решение, настроено кри­тически, то та же процедура может рассматриваться как верификация оппонентом.

Проектирование организации незапрограммированных решений может включать следующие фазы:

1) изучение влияния такого решения на процесс его разработки. Например, решения по структурной перестройке обслуживания жилищ­ного фонда затрагивает интересы многих (бюджета, местных админист­раций, ЖЭУ, населения, отраслевых балансодержателей строений), а поэтому требует дополнительных процедур по верификации, прогно­зу конфликтов и способов их разрешения и др.

2) принятие решения о том, какой из типов менеджмента (традици­онный, системный, ситуационный, социально-этический, морально-этический, стабилизационный) целесообразно применить при реше­нии конкретной проблемы;

3) корректировка типового алгоритма принятия решений для соот­ветствующего типа менеджмента с учетом особенностей решаемой про­блемы;

4) назначение ответственных за выполнение отдельных операций по подготовке конкретного решения;

5) разработка мер по стимулированию участников разработки уп­равленческого решения;

6) верификация разработанного решения;

7) разработка процедур координации и разрешения конфликтов в процессе подготовки управленческого решения;

8) разработка процедуры контроля и контроль выполнения заданий участниками разработки управленческого решения;

9) разработка рекомендаций по созданию временного творческого коллектива, переходу к матричной организационной структуре разра­ботки управленческих решений. При этом если имеются основания считать, что проблема может стать на некоторый период типовой, то
может рассматриваться вариант выделения в структуре предприятия функционального подразделения по разработке управленческих реше­ний конкретного типа.

При проектировании разработки управленческих решений необхо­димо помнить, что в настоящее время как разработка управленческих решений, так и их исполнение осуществляются в автоматизированном режиме. Причем если система управления функционирует на базе тех­нических средств, то ее называют автоматизированной, или автомати­ческой, в зависимости от достигнутого уровня автоматизации, а техни­ческие средства становятся ее неотъемлемой частью, ее технической подсистемой.

В организационную подсистему входят:

- правила поведения обслуживающего персонала;

- инструкции работы технических средств;

- содержание и порядок представления информации;

- цели и критерии эффективности системы управления.