При проведении гуманитарных операций за рубежом
Особенности организации обеспечения безопасности
Заместитель руководителя ОГ (СО) по безопасности, получив задачу на участие в гуманитарной операции за рубежом, обязан:
уяснить задачу и оценить обстановку. Оценка обстановки включает: время, место, масштаб проводимой гуманитарной операции; удаленность места проведения операции от развитой инфраструктуры (крупных населенных пунктов, железнодорожной и автомобильной сетей, аэродромов, железнодорожных станций), другие вопросы, связанные с поставленной задачей по обеспечению безопасности ОГ (СО);
подготовить необходимые справочные материалы, отражающие военно-политическую обстановку в регионе, взаимоотношения с Российской Федерацией, традиции и обычаи народа и т.д.;
разработать и утвердить план обеспечения безопасности ОГ (СО) МЧС России при проведении гуманитарной операции. План должен последовательно определять все проводимые по организации и обеспечению безопасности мероприятия, конкретных исполнителей и учитывать возможность возникновения внештатных ситуаций (стихийные бедствия, внутренние беспорядки, враждебные акции и т.п.);
провести инструктаж с сотрудниками ОГ (СО), проинформировать их об особенностях нахождения за границей и в конкретной стране, в частности, о правилах поведения, обычаях и нравах населения страны пребывания;
проверить наличие документов на право пересечения государственной границы.
Для организации обеспечения безопасности персонала ОГ (СО) МЧС России в стране проведения миротворческой операции заместитель руководителя ОГ (СО) по безопасности должен сосредоточиться на выполнении следующих основных задач:
организация обеспечения безопасности сотрудников ОГ (СО);
обеспечение тесного взаимодействия с российскими загранучреждениями в стране пребывании, а также с представителями местных властей по вопросам организации безопасности сотрудников МЧС России;
проведение рекогносцировки районов осуществления миротворческой операции, корректировки плана обеспечения безопасности с учетом возможных изменений обстановки;
разработка (уточнение) и согласование с посольством (консульством) Российской Федерации в стране пребывания порядка экстренной эвакуации сотрудников МЧС России, принимающих участие в гуманитарной операции;
постоянное информирование руководства МЧС России о положении дел в районе проведения операции с точки зрения обеспечения безопасности.
При организации марша на территории иностранного государства необходимо обеспечить сопровождение колонны представителями государственных органов управления страны пребывания, полицией, а в неблагоприятных для безопасности сотрудников ОГ (СО) условиях - сопровождение вооруженным подразделением армии, предварительно согласовав с ними маршрут движения. В колонне должен находиться переводчик.
При эвакуации граждан из-за рубежа учитываются условия обстановки, при которых будет проходить эвакуация: зона локальных конфликтов; зона ведения боевых действий; зона землетрясений, наводнений и т.п.; зона техногенной катастрофы, связанной с выбросом радиоактивных опасных химических веществ; зона эпидемий, эпизоотий.
При эвакуации граждан из-за рубежа основное внимание уделяется:
организации взаимодействия с сотрудниками российских загранучреждений;
соответствию количества эвакуируемых заявленному;
проверке наличия документов у эвакуируемых;
проверке багажа;
исключению несанкционированного проникновения посторонних лиц;
исключению проноса посторонних предметов на борт судна;
охране воздушного (морского) судна с момента прибытия.