Объектно-ориентированный подход к проектированию.

 

При объектном подходе предметная область представляется как набор объектов и их взаимодействий. Программная система, отражающая деятельность предметной области – также набор объектов.

Для объектного проектирования базой является язык UML. UML стандартизирован по версии UML 1.4.2 стандарт 2005 года. UML – графический язык, предназначен для определения, представления, проектирования и моделирования различных систем. Включает набор диаграмм:

 

· Структурные

o Классы (1)

o Реализации

· Компонент (2)

· Размещения (3)

· Поведения

o Деятельности (4)

o Состояний (5)

o Вариантов (6)

o Взаимодействий

· Последовательностей (7)

· Коопераций (8)

 

(6) Диаграмма вариантов.

Описывает набор внешних персонажей, реализуемых функций и взаимосвязь между ними.

 

(1) Диаграмма классов

Указывает состав разрабатываемой системы с их атрибутами, методами и взаимосвязями.

 

(4) Диаграмма деятельности

Описывает по-операционное исполнение, решение отдельных задач.

 

(5) Диаграмма состояний

Показывает для определенного класса схему переходов из одного состояния в другое.

 

(2) Диаграмма компонент

Показывает распределение классов по логическим программным компонентам.

 

(3) Диаграмма размещения

Показывает распределение классов и компонент по аппаратным узлам системы.

 

Общая последовательность разработки:

1. Анализ: определяется диаграмма варианта, начальная диаграмма классов - только основные объекты и основные атрибуты. Возможно дополнение диаграммой деятельности, уточнение вариантов использования.

2. Проектирование: уточнение диаграммы классов, управляющих и граничных классов. Обычно нужны диаграммы взаимодействия, при необходимости - диаграммы состояний.

3. Реализация: до определения классов с учетом реализации разработка диаграмм компонент и размещения, возможна генерация БД, автогенерация программного кода.

 

 

Диаграмма вариантов использования.

 

Описывает последовательность действий, выполняемых системой в ответ на внешние события. Описывается с точки зрения пользователя. Используются

элементы: действующие лица, варианты, связи.

Действующее лицо - внешний источник или потребитель информации, связан с одним или несколькими вариантами использования, может быть персонажем (человеком, относящимся к какой-то категории), внешняя система или подсистема, автоматическое оборудование, время. Обозначение -

 

Вариант использования: обозначение - овал, наименование - глагол или отглагольное существительное, возможно дополнение. Для уточнения содержания варианта создается документ, в котором описывается набор сценариев исполнения этого варианта (описание с точки зрения пользователя, а не программиста).

Связи: есть несколько вариантов связей

1. Ассоциация (коммуникация) - связь между действующим лицом и вариантом, может показываться направление инициализации. В большинстве случаев двусторонний обмен, который стрелками не обозначается.

2. Варианты могут быть связаны друг с другом:

a. Расширение (extend) - пунктирная стрелка В2 расширяет возможности В1. Расширяющий вариант добавляет возможности, не являющимися необходимыми.

b. Включение (include) - если одни и те же функции у разных вариантов, то их можно вынести в один. Связь обязательная для выполнения

3. Связь между действующими лицами - обобщение - позволяет создать обобщенное действующее лицо, которое наследует возможности обобщаемых действующих лиц. Используется для определения групп (например, назначение прав доступа).

 

Лекция №10 (21.11.11)

21 ноября 2011 г.

13:24