Методология IDEF 3
Описываются действия и последовательность их выполнения по времени. Указывается логика управления переводами. Описание процесса – развитие процесса во времени. Реализуется событийный характер развития процесса.
Выполнение действия—Событие завершения действия—Инициализация следующего действия—Выполнение следующего действия.
Используемые элементы: блок, стрелка, перекресток.
Блок указывает действие, стрелка - указывает переход от действия к действию. Несколько видов стрелок:
временнАя связь – передача управления чисто по времени
объектная связь – для следующего действия необходимо не только завершение предыдущего по времени, но и передача объекта работ
условная связь – указываются дополнительные условия по инициализации действия
Для логической связи даётся полное описание особенностей срабатывания.
Для управления переходами используются перекрестки, реализуют управление логикой. Различаются синхронные и асинхронные.
Синхронные – все следующие события начинаются одновременно, все предыдущие – заканчиваются одновременно.
Асинхронные – инициализация не требует завершения или начала событий в один момент времени.
Тип | Вид | Содержание |
Асинхронное & | Объединение | Активация UOW по выходу при завершении UOW по всем входам |
Разделение | Активация всех UOW по выходам при завершении UOW по входу | |
Асинхронное X | Объединение | Активация UOW по выходу при завершении одного и только одного UOW по входам |
Разделение | Активация одного и только одного UOW по выходам при завершении UOW по входу | |
Асинхронное O | Объединение | Активация UOW по выходу при завершении одного или нескольких UOW по входам |
Разделение | Активация одного или нескольких UOW по выходам при завершении UOW по входу | |
Синхронное & | Объединение | Активация UOW по выходу при одновременном завершении UOW по всем входам |
Разделение | Активация одновременного запуска всех UOW по выходам при завершении UOW по входу | |
Синхронное O | Объединение | Активация UOW по выходу при одновременном завершении UOW по нескольким входам |
Разделение | Активация одновременного запуска нескольких UOW по выходам при завершении UOW по входу |
Указатели-ссылки – может использоваться дополнительный элемент указатель (ссылка). Виды указателей:
заметка к блоку – поясняет работу блока
заметка к перекрестку – поясняет выбор логики
ссылка перехода (goto) – указывает на блок перехода для исключения длинных связей
ссылка на уже описанный блок – для исключения повтора описания.
Последовательность разработки:
Определение общих требований, представление контекстной диаграммы, декомпозиция, описание. Особенность: декомпозиция может быть обычная и множественная. Поддержка групповой разработки - задача разделяется на части, разрабатывается различными группами. Для избегания наложения, каждой группе выделяется свой диапазон тем.
Методология DFD.
Ориентирована на проектирование ПО и информации. Добавляются элементы, реализующие хранение и индицирующие внешнее оборудование. Добавляются хранилища как прообраз БД. Возможно хранение части базы данных либо одного типа объектов базы. Не следует использовать для хранения части типа объектов.
Особенности DFD:
связи могут быть одно- и двух- направленные.
Лекция №6 (24.10.11)
18 ноября 2011 г.
17:10
Последовательность разработки:
Определение общих данных – назначение, цели…
Определение контекстной диаграммы – рекомендуется для больших моделей несколько уровней контекстных диаграмм.
Декомпозиция по функциональным элементам – при декомпозиции возможен перенос внешней сущности и хранилищ данных.
Описание – для действий (блоков) задаются спецификации. В спецификации определяются входные, выходные данные и их источники, назначение функций, алгоритм, особенности применения и для интерактивных функций – внешний вид, органы управления, реакция.
Требования к специфицируемому блоку: малое число входов (2-3), выходов (1), одношаговый алгоритм, решается одна задача, малый объем спецификации.
Для связей задается словарь данных: список данных, определение размеров, типа, ограничений.
Для хранилищ описывается модель хранящихся данных.
Для DFD может быть использован другой подход – событийный (аналог IDEF3). Задаются:
1. логическая модель – IDEF0, набор функций и информационных связей.
2. модель среды окружения – задается контекстный блок, внешние источники, входные, выходные потоки, список событий, на которые реагирует система.
3. модель поведения – описывает сценарий отработки каждого внешнего события.
Совместное использование методологий:
При решении новой задачи автоматизации
Дипломное проектирование:
1 глава – Анализ имеющихся решений, постановка задачи, …
2 глава – определение основных решений, структура данных, структура ПО, интерфейс…
Методологии дают:
По функциям – состав, информационные связи, последовательность использования, распределенность по исполнителям.
По данным – состав данных, характеристики, взаимосвязи, ограничения, распределенность.
По пользователям – набор категорий, права, распределенность.
По техническим средствам – состав, структура, распределенность.
Разработка данных при структурном подходе.
1. БД – отображение предметной области, объем определяется назначением. Для ИС содержание определяется требуемым функционалом, исходя из решаемых задач.
2. БД для организаций банка данных. Собирается информация максимально полная по отображаемому объекту.
Лекция №7 (01.11.11)
18 ноября 2011 г.
17:10
Разработка пользовательского интерфейса
Учет мнения пользователя.
Модели поведения компьютерной системы:
1. Ментальная модель – (ментальность – представление), как пользователь для себя представляет работу системы.
2. Декларативная модель – что реально предъявляет интерфейс системы.
3. Модель реализации – что реально делает система.
Решения по интерфейсу должны согласовываться с пользователем. Форма согласования: эскиз, прототип, спецификация.
Эскиз – черновое изображение, рисунок, обсуждаемый с пользователем. Достоинства: простота и оперативность обсуждения, согласование изменений. Недостатки: недостаточная обоснованность (проектировщик может заранее к разговору готовиться, но в обсуждении приходится оперативно вносить правки без конкретной основы в виде БД – можем пообещать больше, чем может быть реализовано), кусочное представление не дает пользователю полной информации.
Прототип – минимальная реализация будущего интерфейса без реализации программного кода.
Спецификация – описывается внешний вид, назначение, состав элементов управления, назначение элементов, источники и получатели данных, функциональность.
Оптимизация работы пользователя.
Оптимизация может быть:
· минимизация физических действий пользователя – исключение лишних информационных сообщений запросов подтверждений, подсказок; замена ввода на выбор, исключение повторного ввода, максимальная автоматизация на уровне системы, желателен автоформат (приведение к единому виду), задание значений по умолчанию.
· минимизация умственных затрат пользователя – требуется информативность названий, подсказок, помощи, сообщений; естественность, логичность операций; однотипность представления оформления; операции должны быть унифицированы.
Поддержка пользователя.
Три группы пользователей:
1. начинающий пользователь: интересы – как использовать систему, какие задачи можно решать; основной инструмент – интерактивное руководство, учебники, методики по применению
2. опытный пользователь: интересы – как решить определенную задачу, как выполнить определенные действия; основной инструмент – интерактивная справка, контекстная справка
3. эксперт: интересы – эффективно решать поставленные задачи; основной инструмент – сочетания горячих клавиш, командное окно (строка), макросы, настройка.
Нужно иметь возможность отключать ненужные средства, одну и ту же операцию можно выполнять разными способами.
Средства поддержки пользователя можно разделить на пассивные, реактивные, активные.
Пассивные – не требуют специальных действий пользователя. Пример: названия, пояснения на формах, всплывающие подсказки, подсказки в меню по горячим клавишам, строка статуса.
Реактивные – требуются специальные действия пользователя. Пример: контекстная помощь, контекстное меню, кнопка «Что такое?».
Активные – отслеживают работу пользователя, прогнозируют ход событий, пытаются создавать подсказки или управлять дальнейшим поведением пользователя. Пример: выскакивание подсказок по набору команд,
Лекция №8 (07.11.11)
18 ноября 2011 г.
17:10
Реализация интерфейса.
Общая архитектура.
Имеется несколько общепринятых стилей:
1. Классический интерфейс – единое главное окно, рекомендуется использование всего экрана, составляющие: меню, инструментальные панели, основное окно. Прочие окна открываются как дочерние.
2. Диалоговая панель – основное окно содержит элементы вызова задач (набор кнопок). Вызовы из главного окна соответствуют запуску отдельных процессов или работе с отдельными типами данных. Недостаток – трудно связывать между собой отдельные задачи.
3. Стиль-проект – главного окна нет, выводится меню, инструментальная панель, все задачи запускаются как самостоятельные приложения.
Дополнительные стили для работы с отдельными формами:
1. Блокнот/Книга – можно сложить много информации, но просматривать по частям.
2. Проводник – в проекте имеется навигатор по доступной информации (что-то типа меню в левой части окна)
3. Мастер – последовательное по экранам развертывание решения задач (установка ПО, например). Особенность: практически линейный переход по окнам (вперед, назад, отмена), требуется минимум знаний у пользователя, сводящийся к выбору конкретных вариантов работы мастера.
Для представления общей картины рекомендуется разработка схемы структуры интерфейса: показываются экранные формы интерфейса и переходы между ними.
Представление табличных данных в кранных формах.
1. На экранной форме отображается только одна таблица.
a. вытащить на экран данные в виде фактической таблицы
b. вытащить данные только из одной записи (в конкретных окошках)
Рекомендуется табличная форма для общего просмотра, отбора, поиска. По-записный вариант – редактирование, просмотр больших записей. Можно сделать комбинированный вариант – вынести обе формы на одну экранную форму.
2. Две таблицы со связью 1:1 – полезно объединить в одну виртуальную таблицу для удобного чтения пользователем.
3. Две таблицы со связью 1:М
a. управление с единичной стороны – выводим на форму родительскую таблицу и перечень записей из дочерней таблицы, относящихся к конкретной записи в родительской таблице.
b. управление с множественной стороны – самый простой вариант: составить единую виртуальную таблицу (недостаток – может потребоваться много времени на формирование единой таблицы). Другой вариант – выводим на форму дочернюю таблицу, а дополнительные данные выводим на форму.
4. Три и более таблиц – выполняется разбивка на несколько последовательных форм, на каждой форме 1-2 таблицы. При показе двух таблиц возможно наложение данных по формам.
Выбор используемых элементов.
Зависит от типа информации. Для представления данных: универсальный вариант – текстовое поле. При отсутствии настройки типа и формата неудобно для пользователя.
Для представления логических данных – индикатор (флаг), кнопка с фиксацией. Для выбора одного из нескольких вариантов – комбо, список, радиокнопки. Для выбора нескольких вариантов – список с пометкой, таблица с пометкой, набор флагов, сопряженные списки (формирование списка выбора). Ввод даты-времени – специализированные компоненты, либо представление набором составляющих. Числовые данные – текстовое поле, желательно с настройкой формата или разбивка на элементы.
Лекция №9 (18.11.11)
18 ноября 2011 г.
16:45