Логистический сервис

Методика проектирования логистической системы управления запасами

Аспекты проектирования эффективной логистической системы управления запасами

1. Подготовка исходных данных для проектирования.

2. Проведение анализа существующей системы по всем комплектующим.

3. Выявление отклонений параметров системы от желаемых по всем комплектующим/группа комплектующих.

4. Классификация комплектующих по группам АВС/ХУЗ.

5. Моделирование поведения различных групп комплектующих при использовании различных моделей управления запасами.

6. Разработка логистической системы управления запасами.

7. Разработка документации для обеспечения деятельности логистической системы управления запасами.

Рекомендации по использования моделей управления запасами в соответствии с классификацией АВС:

А: с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня, с фиксированным размером заказа.

В: с фиксированным размером заказа, с фиксированным интервалом.

С: с фиксированным интервалом, минимум-максимум.

СХ, СУ, СЗ – управляются одинаково, ежемесячная проверка наличия товаров на складе.

ВХ, ВУ, ВЗ – есть совпадения (н, по срокам планирования), различия (н, по способам доставки).

АХ, АУ, АЗ – индивидуальные способы управления. Например, для АХ – расчет ОРЗ и модель с фиксированным заказом. Для АЗ это сделать нельзя, необходим резервный запас и модель с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня.

 

Логистический сервис – комплекс услуг, оказываемых в процессе поставки товаров.

Объект логистического сервиса – потребители материального потока.

Логистический сервис осуществляется либо самим поставщиком, либо экспедиторской фирмой, специализирующейся в области предоставления услуг по доставке товаров.

Расходы на логистический сервис – это затраты, связанные с предоставлением потребителю комплекса услуг, сопутствующих продаже (расходы на транспортировку, содержание складских помещений, управление складами и др.).

Логистическое обслуживание включает:

- предпродажные работы: планирование уровня логистического сервиса;

- работы по оказанию логистических услуг, осуществляемые в процессе продажи товаров: наличие запасов на складе, подбор ассортимента, упаковка, предоставление информации и др.;

- послепродажные услуги: гарантийное обслуживание, возможность обмена, быстрое рассмотрение претензий и др.

 

Уровень логистического сервиса:

 

S = m / M *100%

 

m – количественная оценка фактически оказываемого объема логистического сервиса;

М – количественная оценка теоретически возможного объема логистичесого сервиса.

 

Для оценки уровня логистического сервиса используют следющие критерии:

- надежность поставки (соблюдать сроки);

- время поставки;

- гибкость (способность учитывать особые пожелания клиентов: изменение тары, формы заказа и др.);

- наличие запасов на складе поставщика;

- возможность предоставления кредитов и др.

Виды логистического обслуживания:

- сервис потребительского спроса (сроки поставки, комплектность, погрузка, разгрузка, качество и др.);

- производственный сервис (доработка, модификация, монтаж, наладка, обучение персонала и др.);

- сервис послепродажного обслуживания (гарантийные работы, ремонтные, утилизация и др.);

- сервис информационного обслуживания (рекламная деятельность, каталоги, техническая документация и др.);

- финансово-кредитный сервис (оплата в рассрочку, скидки, товарный кредит и др.).

 

Методы разработки стратегии обслуживания:

- определение каналов обслуживания на основе реакции потребителей (выбор канала обслуживания, который максимально эффективно будет удовлетсорять нужды потребителей);

- соотношение затраты/доходы ();

- АВС-анализ обслуживания (высокий уровень обслуживания для наиболее прибыльных комбинаций «товар-потребитель»);

- аудит обслуживания (выявления важных элементов обслуживания, способа контроля производительности и др.).

 

Способы определения оптимального уровня сервиса:

- критерий максимизации прибыли;

- критерий минимума суммарных затрат и потерь.

 

Качество сервиса определяется совокупным ожиданием потребителя, то есть минимальным расхождением между ожиданиями и фактическими параметрами обслуживания.

 

Последовательность формирования системы логистического сервиса:

a. сегментация потребительского рынка;

b. определение перечня наиболее значимых для покупателей услуг;

c. ранжирование услуг;

d. определение стандартов услуг в разрезе отдельных сегментов;

e. оценка оказываемых услуг, определение уровня сервиса;

f. установление обратной связи с покупателями (для обеспечения соответствия услуг потребностям покупателей).