ГЕРМАНИЯ.
Долгое время считалось, что Ренессанса в Германии вообще не было, т.к. он был чужд немецкой художественной воле, в отличие от готики и барокко. Периодом Ренессанса называли вторую половину 16 века в Германии, когда в архитектуре и в орнаментах появляются антикизирующие мотивы. Сейчас более принята та точка зрения, которая утверждает, что эпоха Дюрера (1490-е - 1530-е гг.) являлась собственно немецким Возрождением. Конец которому положила Реформация с ее идеями иконоборчества.
В 15 веке в немецком искусстве под влиянием нидерландской живописи появляются отдельные новаторские произведения, в которые вместо золотого фона начинают включаться пейзажные мотивы или архитектурные элементы.
В конце 15 - начале 16 века происходит кардинальное изменение стиля. Главной фигурой в этом процессе был -
Альбрехт Дюрер.
Дюрер - пример художника, близкий к итальянскому uomo universale. Неутомимая жажда знаний. Изучение секрета перспективы и человеческих пропорций. Дюрер первый из немецких художников создал подлинный синтез традиций и классического искусства. Несколько раз ездил в Италию.
Автопортрет с чертополохом, 1493.
С надписью: «Дела мои идут как предопределено свыше». Достаточно традиционен. Дробность складок. Темный нейтральный фон.
1495 - первое путешествие в Италию.
Пейзаж, 1490-е.
Автопортрет с перчатками, 1498.
Включает в себя пейзаж. Заметно улучшается построение анатомии. Интересное цветовое решение. Подчеркнутая стереометричность форм.
Автопортрет в образе Христа, 1500.
Фронтальное изображение. Дюрер несколько идеализирует свое лицо. Возвращение к темному фону.
Цикл из 15 листов «Апокалипсис».
Традиционная немецкая техника - резцовая гравюра на дереве. Очень экспрессивная. Сочетание черт готического искусства с усложненной пластикой. Включение в ряд композиций панорамного пейзажа.
Четыре всадника Апокалипсиса.
Четыре ангела с Ефрата.
Иоанн, съедающий книгу.
Архангел Михаил, борющийся с дьяволом.
В этот же период Дюрер продолжает пристально изучать натуру, что особенно проявилось в его акварельных зарисовках (не чистая акварель, использует смешанную технику, соединяя ее с гуашью).
Заяц, 1502.
В его глазах отражается решетка окна.
Кусок дерна, 1503.
Жизнь Марии, 1501-05.
Серия гравюр из 20 листов, которая была выполнена непосредственно перед вторым путешествием Дюрера в Италию (1505-1506 г.). Более упорядоченные композиции по сравнению с «Апокалипсисом». Появление в некоторых композициях архитектурных фонов.
Паумгартеновский алтарь, 1503.
Рождество Христово. Помещена на архитектурном фоне. Попытка изобразить арочную архитектуру. Фигуры еще достаточно близки к традиции поздней готики.
Адам и Ева, 1507.
Написаны после второго путешествия в Италию. Классицизирующая форма. Светотень слишком резкая, что еще подчеркнуто использованием темного фона. Включение текста на небольшой подвеске.
Поклонение Троице, 1511.
Изначально предполагал раму со сложным архитектурным обрамлением в стиле поздней готики. Тема видения. Скопление фигур, которые расставляются по дуге, уходящей вглубь. Интересен пейзаж внизу - напоминает итальянский.
В 1514 году Дюрер выполняет три мастерские гравюры - «Меланхолия-1», «Рыцарь, дьявол и смерть» и «Св. Иероним в келье». Техника - резцовая гравюра на металле. Дает больше возможностей с точки зрения штриховой техники и передачи деталей и пространства.
Меланхолия-1.
Самая загадочная из гравюр Дюрера. На первом плане сидит женщина, у ног которой лежат плотницкие инструменты. Песочные часы. В небе летит комета. В руке у женщины - циркуль. На стене начертан магический квадрат. Летучая мышь - символ Сатурна - несет на своих крыльях надпись «Меланхолия-1». Меланхолия представлена как существо, обладающее высшим интеллектом, который олицетворяет геометрия. Наличие символов, связанных с Сатурном неслучайно. Сатурн считался покровителем геометрии. Сомнение и неудовлетворенность, сопутствующие разуму.
Рыцарь, смерть и дьявол.
Тема изображения Воина Христова. Девиз: «Не оглядывайся». Тема странствия христианской души. Смерть представлена в образе Сатурна, держащего в руке песочные часы. Рисунок правильный. Насыщенность деталями выдает руку северного мастера.
Св. Иероним в келье.
Главное - передача света и сочетание света с пространством.
Портрет Бернара ван Рестена.
Соединение традиций северного и итальянского портрета. Укрупненность формы. Интерес к эмоциональной насыщенности портрета
Четыре апостола, 1526.
Две створки: Иоанн и Петр, Павел и Марк. Полностью исчезают извивающиеся складки. Обобщенность формы. Вместе с тем слишком сильное эмоциональное напряжение, которое достигается за счет утрирования мимики и затесненности фигур в формате картины. Эта работ показывает нам, как глубоко вросли уроки итальянского искусства в немецкое чувство формы.
Лекция 12.
Адам и Ева, 1507.
Написаны после второго путешествия в Италию. Классицизирующая форма. Светотень слишком резкая, что еще подчеркнуто использованием темного фона. Включение текста на небольшой подвеске.
Поклонение Троице, 1511.
Изначально предполагал раму со сложным архитектурным обрамлением в стиле поздней готики. Тема видения. Скопление фигур, которые расставляются по дуге, уходящей вглубь. Интересен пейзаж внизу - напоминает итальянский.
В 1514 году Дюрер выполняет три мастерские гравюры - «Меланхолия-1», «Рыцарь, дьявол и смерть» и «Св. Иероним в келье». Техника - резцовая гравюра на металле. Дает больше возможностей с точки зрения штриховой техники и передачи деталей и пространства.
Меланхолия-1.
Самая загадочная из гравюр Дюрера. На первом плане сидит женщина, у ног которой лежат плотницкие инструменты. Песочные часы. В небе летит комета. В руке у женщины - циркуль. На стене начертан магический квадрат. Летучая мышь - символ Сатурна - несет на своих крыльях надпись «Меланхолия-1». Меланхолия представлена как существо, обладающее высшим интеллектом, который олицетворяет геометрия. Наличие символов, связанных с Сатурном неслучайно. Сатурн считался покровителем геометрии. Сомнение и неудовлетворенность, сопутствующие разуму.
Рыцарь, смерть и дьявол.
Тема изображения Воина Христова. Девиз: «Не оглядывайся». Тема странствия христианской души. Смерть представлена в образе Сатурна, держащего в руке песочные часы. Рисунок правильный. Насыщенность деталями выдает руку северного мастера.
Св. Иероним в келье.
Главное - передача света и сочетание света с пространством.
Портрет Бернара ван Рестена.
Соединение традиций северного и итальянского портрета. Укрупненность формы. Интерес к эмоциональной насыщенности портрета
Четыре апостола, 1526.
Две створки: Иоанн и Петр, Павел и Марк. Полностью исчезают извивающиеся складки. Обобщенность формы. Вместе с тем слишком сильное эмоциональное напряжение, которое достигается за счет утрирования мимики и затесненности фигур в формате картины. Эта работ показывает нам, как глубоко вросли уроки итальянского искусства в немецкое чувство формы.
Матиас Нитхард-Готхард (Грюневальд).
Противоположен Дюреру. Для его творчества характерна любовь к гротескным типам, угловатость движений, сильная жестикуляция. Он порывает со старыми схемами в области иконографии. Интерес к эмоциональному переживанию страстей Христовых. Близко к христианскому гуманизму. Дух и страсть передаются через цвет.
Изнегеймский алтарь, 1512-1516.
Будничное раскрытие - изображено распятие с предстоящими. Справа от Распятия - Иоанн Богослов и Агнец с жертвенной чашей. Слева - Мария Магдалена и Богоматерь, падающая в обморок. Обезображенная экспрессивность формы, многие эпитеты близки к описанию Распятия Христа в текстах мистиков 14 века, например, Бригитты Шведской: «Корона из терний вдавилась в его голову, она закрыла половину лба. Кровь стекала многими ручьями... Потом разлился смертный цвет... Когда он испустил дух, уста раскрылись, так что зрители могли видеть язык, зубы и кровь на устах. Глаза закатились. Колени изогнулись в одну сторону; ступни ног извились вокруг гвоздей, как если бы они были вывихнуты... Судорожно искривленные пальцы и руки были простерты...».
Воскресное раскрытие. - основные цвета - красный, оранжевый, ярко-желтый и голубой. Соединяет в себе три сцены - Благовещение, Ангельский концерт и Мария с Младенцем, Воскресение Христа. Включение пейзажа. Во многом форма близка к готическому искусству. Однако, в некоторых деталях, например, в стражниках в Воскресении видны отголоски итальянской традиции.