Терпение

Ритм

Человеческое время

Человеческое время характеризуется, прежде всего, ритмом. Для характеристики человеческого времени, как и времени исторического вообще существенно выделение некоторых чрезвычайных моментов, кайросов. Как говорит Пауль Тиллих, - «Сколько бы различны не были типы исторического сознания, использующиеся те или иные символы, - сознание кайроса, чрезвычайного момента в истории может выражаться в каждом из них»[43]. Частным случаем такого кайроса является, очевидно, и «осевое время», по К. Ясперсу.

В противоположность кайросу следует обозначить и противоположное состояние, которое можно метафорически как историческую дремоту, сон истории.[44] Сон в буквальном смысле предстает как периодическое психическое состояние, характерное значительной обездвиженностью и отключенностью от сенсорных воздействий мира, состояние в котором пропадает интерес к внешнему миру.[45] Сон истории – это период, когда ничего не происходит.

Что касается человеческого времени, то сон, дремота предстает как неподлинное бытие. «Сон разума рождает чудовищ».[46] Но в то же время сон раскрывает подсознание. Гойя в подписи к этому офорту говорит: «Воображение, покинутое разумом, порождает немыслимых чудовищ; но в союзе с разумом оно – мать искусств и источник творимых ими чудес».

Сновидные состояния многообразны. Скажем, разум частично засыпает под действием шаблонов, клише навыков, стереотипов. Одним из стереотипов является то, что Б. Кроче называет «дефинированным мышлением».[47] Речь идет по существу о шаблонном мышлении. Возникает императив «Проснись!»

Историческое развитие во времени предстает как чередование кайросов и дремоты. Это ритм истории. Аналогичным образом строится и ритм человеческого времени.

Человеческое время в модусе овладения им строится как терпение. Терпение по Ницше – это особый способ видения мира и воздействия на вещи, особая жизненная позиция, связанная с преодолением самого себя, своей собственной вспыльчивости, поспешности, возбудимости. В противоположность нетерпению терпение предполагает направленность всех сил на удержание реакции, на замедление эмоционального порыва, на охлаждение страсти. Терпение есть форма сохранения силы. Терпение есть интенсивный, творческий поиск свободы.

Терпение борьба с идолом пожирающего времени, идолом говорливости. Моменты ницшевского терпения: медлительность, независимость от времени внутреннее спокойствие перед ним, сдержанность и молчаливость.[48] Терпение как метод. Путь, который открывается при выходе из платоновской пещеры. Если выйдешь слишком быстро, будешь ослеплен чрезмерным количеством света, если слишком быстро вернешься, чтобы освободить товарищей, будешь ослеплен темнотой. Философия и филология – медленность без ограничений. Ошибка – дочь поспешности. Философский метод – не спешить – выигрывая время, не боясь потерять его.

Терпение как добродетель – позволить всему идти своим ходом, внимать судьбоносности каждого момента, находить в любом случайном рисунке реальности его внутреннюю закономерность и красоту. Терпение постоянное обещание счастья. Оно противостоит вульгарности. Его эквивалент в классической философской традиции – понятие свободы.[49]