Эволюционная линия «мировое древо – крест».

1 этап: древнейшие кресты и распятия как предмет культа сам по себе относятся к V в. Первый период истории креста в Германии можно датировать IX-м в, эпохой Рабана Мавра (780-856 гг). В эту эпоху крест выступает не как знак страданий Христа, а как символ воскресения, возрождения Христа из мёртвых. Поэтому ассоциации креста с мировым деревом следует датировать именно этой эпохой.

2 этап: эпоха роскошных крестов романского стиля. Например, крест Лотора в Аахене, крест Вернварда в Хильдесхайме и др. В этот период Христос изображается уже преодолевшим свои страдания, торжествующим, со спокойным, умиротворённым выражением лица.

3 этап: середина XII в. К этому времени относится начало мистического и аллегорического толкования Священного Писания. В этот период наглядно проступают черты ассоциации креста с древом жизни, однако облик самого Христа утрачивает черты триумфатора, в нём намечаются черты страдальца. Самого столпа Ирминсуль в настоящее время нет, но он реконструируется следующим образом: есть грот с наскальными изображениями, на одном из которых изображено подобие стула странной формы. Его передняя часть устроена таким образом, что сесть на него по-настоящему было бы крайне трудно. Немецкие исследователи 20-х гг предложили следующую реконструкцию: стул представляет собой в действительности ни что иное, как Ирминсуль. Стул сломан в верхней части и загнут назад. В таком виде он символизирует загробный мир, но если его выпрямить и присоединить сломанную верхнюю часть к нижней, получится изображение символа жизни.

4 этап: к середине XIV в облик Христа приобретает черты смертельной муки. В это время расцветает германский религиозный мистицизм. Именно к этому времени относятся т.н. «вилочные» кресты Рейнской области, на которых ассоциации распятия с древом видны предельно отчётливо. Собственно, как такового креста уже нет, вместо него изображается дерево, на стволе и двух ветвях которого распято тело измождённого Христа с лицом, выражающим страдания. В Вестфалии находятся два знаменитых креста такого рода: крест церкви св. Сикста в городе Хайтерн и Косфельдский крест в церкви св. Аламберти в городе Косфольд.

 

С точки зрения ассоциаций рунического алфавита дерево-крест является одновременно 15-й руной в изначальном футарке

и 30-й руной в англо-саксонском расширении рунического ряда.

Некоторыми исследователями первая руна толкуется как символ древа жизни, а вторая – как символ смерти.

С точки зрения семантики интересно семиотическое обоснование семантического перехода то дерева к кресту. Т.е. слова, обозначавшие дерево, становятся в народных европейских культурах названием креста.

Трансформация знакового кода «дерево-крест» является универсальным для культур, которые выходят из шаманства и испытывают влияние христианского мировоззрения. Знак бога Тенгри

в тюркском ареале изначально означал дерева, позже стал служить основой для изображения элементов креста в древнеболгарской христианской традиции. С наиболее интересным подобным примером записи креста мы можем встретиться, анализируя надписи болгарского царя Самуила, датирующиеся 993 г. В прориси этой надписи видны Y-образные элементы, первоначально означавшие мировое дерево.

Кстати, по некоторым германским представлениям крест является проросшим мировым деревом, которое сохраняет космическую функцию связующего звена между преисподней, землёй и небесами.