История крестов. Переход от язычества к христианству.

Концепции устройства мира.

Шаманская концепция (вертикальный мир): есть нижний мир, в котором живут чудовища и существа вроде рыб и лягушек; есть средний мир, в котором живут люди и крупные животные (копытные, например). Эта точка зрения подтверждается наличием в древнеисландском языке двух терминов, противопоставленных данному, но образованному по той же модели: место жительства гигантов: ūt-gardar и место жительства богов as-gardar.

Горизонтальная концепция мира была рассмотрена в прошлой лекции.

В любой концепции мира центр мира выделяется каким-либо выдающимся предметом, т.е. любой центр мира толкуется либо как мировое дерево (древнегерманская мифология). Обычно этим деревом является ясень (Iggdrasill), либо как столп Ирминсуль. Этот столп действительно существовал в Саксонии и был разрушен в IX в по приказу Карла Великого, т.к., по мнению монарха, столп представлял собой языческое представление о мире, враждебное христианскому.

Древние германцы делили мир на «свой» и на «чужой». «Свой» мир простирается во все стороны до горизонта (а может быть и далее) на расстояние 4-5 дней пути и носит название Мидгард – «срединное селение», «срединная усадьба». То, что лежит за пределами Мидгарда, называется Утгард. Утгард бесконечен и почти лишён света, там дует ледяной ветер и текут реки, полные яда; повсюду сидят чудовища – полулюди-полузвери, глаза которых излучают противоестественный свет, а дыхание режет, как ножом. При этом Утгард может находиться где угодно, его местоположение – это противопоставление «здесь»; фактически любая пещера может быть входом в Утгард.

 

В семиотическом коде часто представлен семиотический вариационный ряд предметов, выстраиваемых по принципу следования предметов истории, т.е. всегда прослеживается концепт, когда что-то сменяется чем-то. К примеру, лошади заменились автомобилями, но кучеры остались под названием таксистов. В любой культуре существуют цепочки, в которых одни предметы и элементы сменяют другие с развитием представлений, технологий и цивилизаций. В истории индоевропейских картин мира обращает на себя внимание смена центрального, космического символа – мирового дерева – крестом.

Иллюстрация 1: крест процветшее древо.

Изображено распятие как расцветшее древо. Автором является Генрикус Сузо, выдающийся раннегерманский мистик. Мистические видения Сузо изобиловали символическими образами. Себя он называл служителем вечной мудрости, причём вечной мудростью для Сузо являлся сам Христос. Символика изображения: роза для Сузо была символом особой важности; полагают, что он первым ввёл её как символ страстей христовых. Вертикальная линия креста – образ мировой оси, представляет собой ствол древа, тогда как горизонтальная линия образует его ветви. Это древо возвышается в центре мира. Т.о. в библейской символике – это древо жизни, растущее посреди земного рая, который сам представляет центр нашего мира.

Иллюстрация 2: крест «Процветшее древо» или «Ткань универсума».

Рукопись конца XII в, автор – Бертольд Миссаль. Символика: мегалитические круги и спирали обрели причудливый синтез в этом раннесредневековом изображении древа мирового и одновременно процветшего креста. Такое изображение крестов называется «тау-крест», либо «антониевский крест». Место верхней ветви занимает сам Христос, увенчивая мировую ось. Под горизонтальной перекладиной креста, отделяющей «горнее от дольнего» (богов от людей), сидит змей. Этот змей правильными кольцами оплетает двойной ствол древа; отходящие от креста четыре ветви также закручены в правильные спирали. Все линии переплетаются в правильном порядке и образуют ткань универсума по схеме мандалы. (Примечание: мегалиты – доисторические сооружения из больших каменных блоков, соединённых без применения цемента или известкового раствора. )

Иллюстрация 3: Мандала (круг, диск, круговой) – один из основных сакральных символов в буддизме.

Ритуальный предмет, воплощающий символ, вид подношения. Наиболее характерная схема Мандала представляет собой внешний круг с вписанным в него квадратом; в этот квадрат в свою очередь вписан внутренний круг, периферия которого обозначается обычно в виде восьмилепесткового лотоса или восьми членений, сегментирующих этот круг. Квадрат ориентирован по сторонам света, связанных, к тому же, с соответствующим светом примыкающего изнутри пространства квадрата. По середине каждой из сторон квадрата находятся ти-образные врата, продолжающиеся вовне, уже за пределами квадрата, крестообразными изображениями, иногда ограниченными малыми полукружиями. В центре внутреннего круга изображается сакральный объект почитания: божество, его атрибут или символ. Изображения мандалы, как правило, многочисленны. Иногда их стремятся воспроизводить в как можно большем количестве. Наиболее универсальна интерпретация мандалы как модели вселенной, т.е. карты космоса. Внешний круг мандалы обозначает всю вселенную. Вписанный восьмилепестковый круг называется янтра. Это символ женского начала, внутри которого часто помещается знак мужского начала – ваджра.