Пойти по легкому пути – там целая толпа, это легко, идите по тяжелому – там вы точно никого не встретите (с) Матарс

Т: ИБН-ХАЛДУН

 

Родился в 1332 г в Тунисе.

У него много трудов

«Мука Дима» - введение «Кита Ал Ибар» - книга поучительных примеров и сообщений

 

Него работа - наука об обустроенности. Речь идет об обустроенности человека и человеческого сообщества.

 

Он упрекает историков – в отсутствии аргументированных подходов. Они утверждают, но у них нет фактов.

Природа и мир, говорит он, представляют единую обустроенность. Чтобы правильно понять этот мир необходимо располагать знаниями о происходящих и существующих событиях и сравнить существующие события с теми событиями, которые еще не произошли или найти аналогичные или противоположные случаи, занимаясь анализом и синтезом противоположных случаев. Историками не учитывается, что конкретно взятое явление с течением времени изменяется, а не остается стабильным и устойчивым. Наполненность этих явления м.б. такова, что происходит новое творения, а мы оцениваем это творение старыми приемами и мерками. Отсюда неверное оценивание.

Он призывает к научному нейтралитету.

Если дух чел-ка по отношению какого-то восприятия настроен уравновешенно он может по достоинству оценить явление, но если он явно приверженцем какого-то убеждения – то он принимает на веру все, что соответствует данному убеждению. Подобная приверженность затмевает ему взор как пелена.

Обустроенность является одной из особенностей чл-ка, он выделяет чел-ка по след критериям:

1. Мышлению

2. Правлению

3. Власть

4. Работе

Все это создает обустроенность – способность жить совместно, собираясь в городах.

Он говорит, что каждый рождается, будучи наделенным природой определенной, а потом родители делают его иудеем, христианином или непокойником.

«Человек – дитя привычек».

Человек как сущ-во обладает 2 компонентами – стремлением к добру и стремлением ко злу, причем второе ему ближе, особенное если он не будет заниматься воспитание посредством религии. Зло побеждает – если чел отдается своим природным качествам.

Возникновение власти зависит от народа. А так как угнетение и агрессия заложены в природе людей – они нуждаются в правителе, который не допускал бы угнетения одних людей другими. Общ-во не может существовать без власти, если власть отсутствует – возникает хаос, т.к. без принудительной сдерживающей силы обустроенность невозможна.

Подчинение законам д.б. обязательном. Если законы установлены мудрыми людьми – это рациональные законы, а если Богом – религиозные. Ибн-Халдун сторонник религиозных законов, т.к. они гарантируют счастье и в земном и в небесном мире.

Законодательная власть – явление установленное и договорное. Власть не может возникнуть на основе договора, правитель должен иметь превосходство над людьми. Он выделяет 2 вида власти – царствование и главенство. Царствование – это владычество с помощью принуждения, а главенство = это превосходство без принуждения, связанное с личностью правителя. Чтобы достичь могущества правитель должен обладать асабийей (это не просто кровно-родственная связь, это группировка) Любой обладатель асабией желает одного – царствования. Основа обустроенности - ?

Солидарность, сплоченность асабйи зависит от много – чувство родства, логтя, спаянность. Второе кач-во асабии – честолюбие и жажда действий. Без религии асабия невозможна.

 

Он исследует народ и систему институтов власти в динамично форме с течением времени. Он говорит, что асабийа живет 120 лет.

Человек это дитя привычек и эта привычка явл препятствием для движения. Чтобы сломать привычки надо обладать мощности спаянностью, Асабийи), стимулом и честолюбием.

В асаьийи заложено стремление к цели господствовать.

Люди, наделенные асабийей ищут царствования, а оно связано с материальными благами, достигну которых приходит упадок.

 

Асабийя начинается от жителей деревень пустыни и движется городу (в основе город), а большинство горожан – это жители окрестных сел или кочевников. Асабийа лучше выглядит у кочевников и жителей сел. Это потом достаток и роскошь ведет к тому, что отвага уходит и остается роскошь.

Цель асабии – это царствование, то царствование это 3 состояния:

· Изнеженность

· Леность

· Своекорыстие

 

Эти состояния являются могильщиками асабийи. Т.е. сама асабийя сосзадет предпосылки для победы над собой

Жизнедеятельность асабии обусловлена географией. 4 пути добывания ср-в к существованию:

1. земледелие

2. животноводств

3. ремесло

4. торговля

 

Он рассматривает роль высокого положения в преумножении богатства чел-ка. Высокое положение позволяет безвоз-но пользоваться результатами труда других лиц. На вершине – падишахи. Они пользуются всеми благами. А внизу – те, среда, которых не сулит не выгоды не убытков.

Тот, кто занимает место в иерархии и должен пользоваться благами жизни и стоимость труда их высока. Чем выше в иерархии – тем больше стоимость его труда.

 

Большое кол-во добра возможно только при наличии малого зла. НО! А как создать много добра? – только одним способом – при помощи взаимопомощи. Только она позволяет людям обеспечивать их ср-ми для жизни, но взаимопомощь невозможна без принуждения. Всевышний наделил людей свободой выбора, а действия людей совершаются на основе разума – то включая разум человек отказывается от взаимопомощи и сотрудничества, т.к. ему это невыгодно. Надо заставить их действовать так, чтобы осуществилась взаимопомощь, направленная на сохранение народа.

Высокое положение состоит из власти, которая вынуждает обладателя применять силу и заставлять своих братьев соблюдать справедливость.

Чел, кот не обладает высоким положением может пользоваться богатством только для удовлетворения голода.

Смирение и угодничество позволяют добиваться высоко положения, а это счастье и средство получение соей доли.

 

Гос-во по Ибн-Халдун проходит 5 этапов:

1. этап достижения победы. Она достигается путем борьбы группировок, пока одна не завоюет другу. Возникает власть владения – мульк. Глава гос-ва пользуется поддержкой своей асебией и не противоречит ей, т.к. победа достигнута благодаря им

2. этап эгоизма. На этом этапе глава обуздывает членов своей асбии вплоть до уничтожения, т.к. в следствии перехода в мульковое состояние вчерашние соратники становятся врагами. Путь к царствованию имеет в с=основе принуждения. Из близких членов асабии выдвигает государь своих слуг и рабов. Они становятся в основе. Создается асабия с иными людьми

3. этап покоя и застоя. Правитель занят стремлением к славе и известности, чтобы оставить после себя памятник. Основное внимание уделяется благополучию своих питомцев и воинов, думает о своей славе и известности

4. этап радости и примирения. На этом этапе все удовлетворены всем. Никто не стремится что-либо менять

5. этап излишества и расточительности. Ибн-Халдун называет это цивилизацией – т.е. по нему это конец, конец истории. Праивтель, кот пользуется достижениями своих предшественников не желает заниматься важными делами, назначает никчемных людей, враждует с компетентными людьми, асабийя заменяется наемными войсками и наемными чиновниками. Приходит асабий основанная на наемниках. Правителю нужны деньги, чтобы заплатить им – он вводит новые налоги, отбирает имущество у зажиточных и др – с целью получения средств. Наступает время изнурения, дряхлости и упадка гос-ва. Наступают экономические кризисы – правитель тратит на свои нужды больше, чем зарабатывает. Асабия уже искусственная, богатство в минусе.

Процветает порочность, обман, враждебность, хитрость с целью получить ср-ва к существованию.