Беседы, конференции, работа лекторских групп: технология подготовки и проведения.

В становлении самосознания молодежи, формирования мировоззре­ния важную роль играют беседы. Воспитательное значение бесед заключается в том, что они вооружают поколение знаниями из различных областей науки и культуры, формируют у них правильные нравственные установки и цен­ностные жизненные ориентации.

Основными условиями, способствующими повышению воспитатель­ной действенности бесед, являются следующие:

Ø расчленение сложных нравственно-эстетических, мировоззрен-ческих проблем на более мелкие, конкретные темы и проведение серии бесед по каждой проблеме;

Ø тематическая и содержательная четкость бесед на основе учета особен­ностей развития учащихся разных возрастов. Чем младше возраст, тем более конкретный характер должна носить беседа (яркие примеры, факты, живой, взятый из литературы и практики жизни детей материал). В старшем, юно­шеском возрасте, опираясь на уже имеющиеся знания, необходимо обеспе­чить их углубление и расширение, раскрывая новые стороны в содержании;

Ø эмоционально-положительное отношение учащихся к предстоящей беседе; использование разнообразных методических приемов в беседе, акти­визирующих внимание присутствующих и обеспечивающих устой-чивый их интерес на протяжении всей беседы;

Ø авторитет ведущего беседу в среде учащихся.

В процессе организации информационно-познавательной деятель-ности учащихся часто используются форма беседы, которая дает значимый эффект при рассмотрении политических и социальных, исторических и других проблем. Во многих политических вопросах как современных, так и имеющих исторический характер необходимо помочь учащимся разобраться более глубоко и основательно. Эта задача решается, в частности, путем бесед на политические темы.

Беседы на политические темы призваны содействовать:

ü расширению политического кругозора учащихся, обогащению их эрудиции, компетентности;

ü формированию устойчивых политических взглядов и убеждений, ак­тивной политической позиции.

Политическая беседа может касаться широких общеполитических проблем, что находит отражение в теме беседы. Например, беседы на тему: «Политика и власть», «Политический кругозор и мировоззрение личности. Связь между ними», «Политическая зрелость молодого чело­века. В чем она проявляется?», «Плюрализм современного общества», «Общественные объединения в политической системе общества», «Знать и почитать государственную символику своей страны» и др.

Политическая беседа может освещать некоторые исторические собы­тия, связанные со знаменательными датами. Например, «22 июня — День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны». Она может ориентировать учащихся на более углубленное изучение каких-либо собы­тий современности, например, «Разоружение — мировая проблема № 1», Для определения тем политбесед необходимо выяснить, какие вопросы общественно-политической жизни волнуют воспитанников. Это можно сделать путем проведения анкетного опроса или в беседе с учащимися. Нужно умело соединять проблемы, интересующие учащихся, с актуальными событиями политической жизни.

Определив тему беседы, следует подумать о ее подготовке и проведе­нии. Прежде всего, необходимо позаботиться о соответствующем внеш­нем оформлении помещения, о выпуске специальной газеты, оформ­лении стенда, плакатов, лозунгов. В ходе беседы целесообразно также привлечь наглядный материал, иллюстрирующий те или иные положе­ния, высказываемые в процессе самой беседы. Это могут быть картины, изображающие определенные события, а также диаграммы, различные таблицы. Можно использовать и отрывки из художественной литературы, политическую карикатуру и т.д.

Беседу с юношами и девушками можно начинать с постановки острого проблемного вопроса и уже в ходе беседы ориентировать учащихся на необходимость подтверждения своих взглядов конкретными примерами и фактами, выявляя тем самым понимание сути высказанных ими общих положений.

В начале беседы целесо­образно использовать газетную статью или отрывок из художественного произведения, фрагменты просмотренного спектакля, кинофильма. Бесе­да может быть начата небольшим рассказом самого педагога. После него перед учащимися ставятся вопросы и организуется обмен мнениями. Итоги беседы подводит педагог.

Технология организации и проведения беседы

1. Выбор темы беседы с ориентацией на ее актуальность, возраст и интересы учащихся, а также на интересы родителей и педагогов.

2. Грамотность плана построения беседы (вступительное слово; постановка проблемы; обсуждение проблемы – сообщение фактов, анализ ситуаций, опрос мнений и т. д.; кульминация; вывод; выход из беседы).

3. Психологическая атмосфера во время беседы (учет места и времени проведения беседы, приготовление, концентрация внимания на проблеме, эмоциональность преподнесения материала).

4. Убедительность сообщаемой информации (подбор реальных фактов, доказывающих актуальность проблемы; целенаправленность вопросов).

5. Активизация слушателей во время проведения беседы (приемы активизации внимания – постановка вопросов аналитического характера).

6. Использование стиля и тона беседы, соответствующих возрасту слушателей; умение педагога удерживать внимание слушателей, применять метод убеждения в процессе беседы.

7. Культура речи педагога, мастерство взаимодействия с аудиторией.

8. Степень творчества в разработке и проведении беседы; использование наглядных и технических средств, материала прессы; оформление помещения.

9. Глубина и целесообразность педагогических выводов.

10. Воспитательное значение беседы: достижение педагогом главной цели, поставленной изначально.

Конференции. Конференции имеют большое познавательное и воспитательное значе­ние. Правильно организованные, они учат молодежь глубоко разбираться в теоретических аспектах различных проблем, идейно-нравственном содержании произведений, расширяют научный кругозор, развивают мышление и интересы учащихся.

Обмен мнениями на конференции приучает учащихся ясно высказы­вать и убедительно аргументировать свои мысли, четко определять свое отношение к той или иной нравственной, политической, научной и др. проблеме, ли­тературному образу, произведению, писателю, режиссеру и т.д. С учащимися колледжа, училища, старшеклассниками могут проводиться те­оретические, читательские, зрительские, научно-практические конференции.

Теоретические конференции проводятся по философским, политическим, нравственным, социальным проблемам.

Предметом обсуждения на читательской конференции могут быть не только произведения художественной, но и политической, научно-популярной литературы.

На зрительской конференции обсуждаются темы, связанные с кино­искусством, театральными постановками, телепередачами.

С учащимися старших курсов колледжа, старшеклассниками могут проводиться научно-практические конференции. Они являются комп-лексной формой подведения итогов исследовательской деятельности уча­щихся в отдельных отраслях науки, культуры, искусства.

Подготовка к конференции предусматривает несколько этапов.

Первый этап — определение темы конференции, составление прог­раммы ее проведения и определение тематики докладов.

На втором этапе идет работа по подготовке докладов. Для учащихся организуются консультации по работе с литературными источниками, логике построения сообщаемого материала, выводах и предложениях, по использованию иллюстрационного материала. Готовясь к докладам, выступлениям, учащиеся учатся самостоятельно и критически читать литературу, систематизировать и обобщать факты, проводить небольшие опросы, беседы с нужны­ми респондентами. Докладчик может подготовить иллюстрации по теме своего выступления: схемы, таблицы, диаграммы, видеоматериалы и т.д.

Учащиеся, ответственные за подготовку теоретической конференции, оформляют зал (готовят лозунги, плакаты, бюллетени), продумывают варианты возможного звукового оформления конференции, подбирают необходимые магнитофонные записи, фрагменты из относящихся к теме диафильмов, научно-поплуярных и художественных фильмов.

На конференцию приглашают почетных гостей: ученых, ветеранов труда, шефов, родителей и т.д.

Третий этап — проведение конференции.

Формы проведения конференции различны. Наиболее распространенным вариантом является назначение докладчиков по основным вопросам темы. Каждый докладчик после своего основного сообщения отвечает на поступившие от слушателей вопросы. После выступлений докладчика выступают учащиеся с мест. Они высказывают свое отношение к обсуждаемым вопросам, при необходимости дополняют докладчиков. Вести кон­ференцию может преподаватель или наиболее подготовленный учащийся.

Четвертый этап — подведение итогов конференции. Ведущий оце­нивает выступления учащихся, в случае необходимости может дополнить докладчиков, а иногда и внести необходимые уточнения, поправки в их выступления, высказать пожелания на будущее. Все это делается в корректной форме, чтобы не обидеть учащихся и не снизить их активности.

Работа лекторских групп.

Одной из популярных форм общественно-политической деятельности учащихся старших курсов колледжей, школ является лекторская группа. Лекторская группа создается как самостоятельное объединение либо организуется при различных формированиях учебного заведения, яв­ляясь их подразделениями: школьных музеях, клубах и т.д.

Организующим и направляющим ядром лекторской группы является ее совет, в работе которого действенную помощь оказывает педагог-консультант. Функции консультанта могут выполнять представители общественности, ветераны, родители. В организации деятельности лекторской группы важное значение имеет решение двух вопросов: во-первых, определение тематики, т.е. содержания ее работы, во-вторых, подготовка лекторов к выполнению своих функций.

При определении проблематики содержания лекторской группы сле­дует исходить из конкретных задач нравственного и политического вос­питания учащихся данного коллектива. Тематика может быть связана с актуальными общественно-политическими событиями современности, с направлениями поисковой работы, которая ведется музеем, клубами и т.д. Определение единой проблематики работы лектория позволяет четко и целенаправленно сформулировать темы лекций для всех членов лек­торской группы, каждая из которых тесно и непосредственно связана с общей и единой проблемой.

Сложным аспектом в работе педагога-консультанта является подготов­ка учащихся-лекторов. С целью подготовки лекторов с членами лекторской группы регулярно проводятся теоретические занятия. Их цель — раскрыть лекторам харак­тер их работы, содействовать развитию у них способности самообразо­вания, вооружить методикой подготовки лекции и работы с различными аудиториями.

Чтобы успешно выполнять свои обязанности, учащийся-лектор должен владеть многими навыками:

а) библиографической работы с различными каталогами, справочни­ками и словарями;

б) умственной деятельности: уметь анализировать прочитанный мате-
риал, вычленять в нем главное, составлять план выступления, соединять
информацию из разных источников, грамотно, четко, логично выражать
свои мысли, использовать к месту нужные факты, примеры, делать выводы, обобщения;

в) самоорганизации: контролировать себя во время выступления, уме-
ло распределять время выступления, быть внимательным к аудитории,
учитывать реакцию слушателей.

Этими умениями учащиеся-лекторы овладевают на занятиях в теоре­тическом семинаре под руководством педагога. С лекторами проводятся тренировочные упражнения различного ха­рактера: они получают газетные, журнальные статьи с заданием про­анализировать описанные в них события, явления. Выполненные задания коллективно обсуждаются, обстоятельно оцениваются руководителем лекторской группы, учащимся даются конкретные советы.

Чтобы деятельность учащегося-лектора была для него посильной, важно ее четко организовать. Раз в месяц можно объявить лекторский час, когда лекторы идут во все классы (группы) читать лекции, темы кото­рых предварительно согласуются с классным руководителем, куратором, воспитателем, активом. Каждый лектор имеет свой личный график, где указано, когда и в каких классах (группах) он должен прочитать лекцию. Оценку качества лекции дает рецензент. Итоги работы лекторской груп­пы освещаются в стенгазетах, сообщаются по радио.

Если лекторская группа создана при клубе, музее и т.д. и является одним из его подразделений, тематика ее выступлений тесно связана с деятельностью этого объединения. Ее задача в этом случае — активно пропагандировать деятельность, итоги работы членов клуба, музея, содейст­вовать решению поставленных перед ними задач.