Функции общения

Функции, уровни и этапы педагогического общения

Для определения сущности общения важным оказывается раз­виваемое в последние десятилетия представление о его функци­ональной и уровневой организации (Б.Д.Парыгин, Г.М. Андре­ева, А.А. Бодалев, А.А. Брудный, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Л.А.Карпенко, В.Н. Панферов, Е.Ф. Тарасов, Я. Яноушек и др.).

Б.Ф. Ломов описал три стороны (функции) общения: 1) информационно-комму­никативную, 2) регуляционно-коммуникативную и 3) аффективно-коммуникативную, подчеркивая обязательность собственно ком­муникативного компонента как приема и передачи сообщения, регуляции поведения и наличие отношения, переживания, т.е. аффективного компонента.

В настоящее время распространен подход, согласно которо­му в общении рассматриваются коммуникативная, интерактив­ная и перцептивная стороны. Все эти стороны общения проявляются одновременно. 1) Коммуника­тивная сторона реализуется в обмене информацией, 2) интерактив­ная — в регуляции взаимодействия партнеров общения, 3) перцептивная же — в «прочтении» собеседника за счет таких психологических механизмов, как сравнение, идентификация, апперцепция, ре­флексия. В зависимости от степени сформированности группы обу­чающихся в коммуникативном воздействии учителя может быть больше выявлена та или другая сторона этого процесса.

Согласно А.А. Брудному, в коммуника­ции (общении) могут быть выделены три начальные функции: 1) активационная — побуждение к действию; 2) интердиктивная — запрещение, 3) торможение («нельзя—можно»); 3) дестабилизирую­щая — угрозы, оскорбления и т.д., и четыре основные функции общения: 1) инструментальная — координация деятельности путем общения; 2) синдикативная — создание общности, группы; 3) само­выражения; 4) трансляционная. Последняя представляет для педа­гогического общения особый интерес, так как «эта функция ле­жит в основе обучения: через общение и происходит обучение личности, как институциональное, санкционированное и орга­низованное государством, так и собственно индивидуальное, не­формальное, происходящее в процессе повторяющихся контак­тов с людьми, способными передавать данному лицу свои зна­ния и навыки» [33, с. 34].

Л.А. Кар­пенко выделяет 1) контактную, 2) информационную, 3) побудительную, 4) ко­ординационную, 5) функцию понимания, 6) эмотивную функцию ус­тановления отношений и функцию оказания влияния ().

Анализируя речевое общение, Р. Якобсон выделил шесть основных функций речи, существенно дополняющих три основ­ные функции языка, названные еще в начале 40-х годов Н.С. Тру­бецким (экспликативную, апеллятивную, экспрессивную). По Р. Якобсону [250], основными функциями речи являются:

1. Эмотивная (экспрессивная, аффективная) — отношение го­ворящего к сообщаемому («Как жаль, какая неприятность!», «Сно­ва дождь пошел»).

2. Конативная — побуждение адресата к действию, просьба, приказ.

3. Референционная (когнитивная, денотативная) — выра­жение мысли.

4. Поэтическая — демаркация реального и воображаемого.

5. Фатическая — поддержание контакта (например, «Алло», «Привет», «Как живете?»).

6. Метаязыковая — уточнение, регуляция собственного вы­сказывания.