Функции общения
Функции, уровни и этапы педагогического общения
Для определения сущности общения важным оказывается развиваемое в последние десятилетия представление о его функциональной и уровневой организации (Б.Д.Парыгин, Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.А. Брудный, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Л.А.Карпенко, В.Н. Панферов, Е.Ф. Тарасов, Я. Яноушек и др.).
Б.Ф. Ломов описал три стороны (функции) общения: 1) информационно-коммуникативную, 2) регуляционно-коммуникативную и 3) аффективно-коммуникативную, подчеркивая обязательность собственно коммуникативного компонента как приема и передачи сообщения, регуляции поведения и наличие отношения, переживания, т.е. аффективного компонента.
В настоящее время распространен подход, согласно которому в общении рассматриваются коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны. Все эти стороны общения проявляются одновременно. 1) Коммуникативная сторона реализуется в обмене информацией, 2) интерактивная — в регуляции взаимодействия партнеров общения, 3) перцептивная же — в «прочтении» собеседника за счет таких психологических механизмов, как сравнение, идентификация, апперцепция, рефлексия. В зависимости от степени сформированности группы обучающихся в коммуникативном воздействии учителя может быть больше выявлена та или другая сторона этого процесса.
Согласно А.А. Брудному, в коммуникации (общении) могут быть выделены три начальные функции: 1) активационная — побуждение к действию; 2) интердиктивная — запрещение, 3) торможение («нельзя—можно»); 3) дестабилизирующая — угрозы, оскорбления и т.д., и четыре основные функции общения: 1) инструментальная — координация деятельности путем общения; 2) синдикативная — создание общности, группы; 3) самовыражения; 4) трансляционная. Последняя представляет для педагогического общения особый интерес, так как «эта функция лежит в основе обучения: через общение и происходит обучение личности, как институциональное, санкционированное и организованное государством, так и собственно индивидуальное, неформальное, происходящее в процессе повторяющихся контактов с людьми, способными передавать данному лицу свои знания и навыки» [33, с. 34].
Л.А. Карпенко выделяет 1) контактную, 2) информационную, 3) побудительную, 4) координационную, 5) функцию понимания, 6) эмотивную функцию установления отношений и функцию оказания влияния ().
Анализируя речевое общение, Р. Якобсон выделил шесть основных функций речи, существенно дополняющих три основные функции языка, названные еще в начале 40-х годов Н.С. Трубецким (экспликативную, апеллятивную, экспрессивную). По Р. Якобсону [250], основными функциями речи являются:
1. Эмотивная (экспрессивная, аффективная) — отношение говорящего к сообщаемому («Как жаль, какая неприятность!», «Снова дождь пошел»).
2. Конативная — побуждение адресата к действию, просьба, приказ.
3. Референционная (когнитивная, денотативная) — выражение мысли.
4. Поэтическая — демаркация реального и воображаемого.
5. Фатическая — поддержание контакта (например, «Алло», «Привет», «Как живете?»).
6. Метаязыковая — уточнение, регуляция собственного высказывания.