И. Крамской Незнакомка В.Суриков Переход Суворова через Альпы

И.Репин Бурлаки на Волге А.Саврасов Грачи прилетели

Необходимо отметить, что произведения передвижников любили и собирали в свою частную коллекцию московские купцы братья Павел и Сергей Третьяковы. В 1867 году в Замоскворечье они открыли для широкой публики свою художественную галерею. Её коллекция насчитывала 1276 картин, 471 рисунок и 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров. Это был первый в России публичный музей, в котором доминировала именно русская коллекция. В 1892 году Третьяков завещал свою галерею городу

Заметим, что Государственный музей русского изобразительного искусства (ныне Русский музей) по Указу императора Николая II будет основан в Санкт-Петербурге только в 1895 году, а его торжественное открытие для посетителей состоится лишь в 1898 году.

И.Е.Репин Портрет Павла Третьякова

Увлечение критическим реализмом в европейской художественной среде повлекло за собой возникновение дискуссий на тему предназначения искусства. Определённому перекосу в сторону социальных проблем противопоставлялась позиция чистого искусства, творения красоты и гармонии. В среде художников реалистов во второй половине 19 века был накоплен интересный и богатый опыт передачи многообразия бытия в свободной от академических канонов манере. Характерной особенностью поисков новых выразительных приемов в живописи было то, что новаторы в принципе не отрицали наследие прошлого. Наоборот, они в своих поисках опирались на разнообразнейший опыт передачи света, видения окружающего мира, покоя и движения в творчестве Рубенса, Фрагонара, Делакруа. На протяжении всего 19 века не угасал интерес европейцев к искусству Востока. В 1867 году на парижской Всемирной выставке была показана японская цветная гравюра, которая в буквальном смысле завораживала своей тонкой поэтичностью, недосказанностью, минимализмом выразительных средств.

Японские цветные гравюры 19 века

Если в начале 19 века на искусство Востока смотрели, прежде всего, как на диковинку, загадку, а в использовании мотивов Востока видели, прежде всего, эксцентрический вкус, то к концу века начинается постепенное сближение, стремление к взаимопониманию.

Именно на волне этих новых поисков и переживаний рождается художественное направление, получившее название импрессионизм(фр.impressionnisme –впечатление). Первая выставка импрессионистов в Париже в 1874 году вызвала громкий скандал. Пресса называла художников «пачкунами и невеждами», общество с презрением отворачивалось от них. Сегодня, спустя более ста лет после скандала, оценивая влияние импрессионистов на развитие художественной культуры Европы в 19 и 20 веках, очевидно, что их вклад в развитие современного искусства чрезвычайно важен.

Во-первых, своим творчеством импрессионисты показали и доказали, что в лаборатории новых идей всегда присутствует наследие прошлого. Стремясь передать в своих работах впечатления от сиюминутно меняющегося мира, они часто обращались, например, к мастерству Рубенса с его «тающими» линиям и мягким светом, решали «загадку» Делакруа - как же, все-таки, написать не саблю, а отблеск сабли?! Они искали у старых мастеров ответы на вопросы современного творчества.

Во-вторых, добившись успехов в осуществлении своей задачи передачи живописными средствами света, воздуха, цвета, и разработав свой метод письма, импрессионисты, по сути, остались плюралистами, допуская многообразие художественных поисков и оставляя для них место.

В-третьих, само развитие импрессионистического метода, а затем и опыт постимпрессионистов, наметили направления развития живописи в 20веке. Уход от реальности очертаний, разложение цвета на составляющие, изменение принципов линейной перспективы выводил художников на дорогу не фигуративной, а абстрактной живописи. И именно эта развилка дорог - реализма и абстракционизма, обозначилась в творчестве импрессионистов.

Предметом интереса в произведениях импрессионистов была жизнь в самом широком смысле этого слова. Художники, в отличие от академистов или даже романтиков, не делили натуру на «высокую» и «низкую», «благородную» и «неблагородную». Их одинаково манили и вид английского парламента и общество, собравшееся на пляже в Трувиле. Их удивляло, поражало и восторгало то, что каждый миг бытия был не похож на предыдущий. Главной художественной задачей стала задача схватить, запечатлеть миг меняющегося бытия. Для ее осуществления был пригоден лишь один метод работы – на пленэре (открытом воздухе) с быстро меняющейся натурой.