А.Иванов Явление Христа народу.

Как уже отмечалось, в 19 веке быстро меняющаяся социально-политическая ситуация в европейских странах зримо отражалась в художественном творчестве. К середине века с окончательным утверждением буржуазного развития Европы в разных странах громко прозвучали программные заявление живописцев, и оформилось направление, которое получило название реализм, а в своем развитии - критический реализм. Во Франции сторонников такой художественной манеры чаще называют «натуральной школой», что, впрочем, не меняет суть проблемы. «Я пишу только то, что знаю, показываю нравы, облик своей эпохи» - так рассуждали сторонники этого направления. А так как время, в котором творили художники, было беспокойным, конфликтным, горьким, в реализме обозначился путь обличения, критики существующих порядков. Художники – реалисты удивляли традиционную салонную публику невиданными темами своих произведений. Мифология, древняя героическая история, даже очаровательный, загадочный и новый для европейцев Восток уходят в глубокую тень. Почти забыты масштабные, величественные композиции. Обличается всякая «красивость». На первый план выдвигаются жанровая, т.е. бытовая картина или знакомый неброский пейзаж, портреты просто сограждан - разных сословий, положения, достатка. Так, к примеру, на суд зрителей выставляются сцены тяжелого труда дробильщиков камня написанные французом Г. Курбе или серия «крестьянских» полотен Ж. Милле. Критика всякого рода буржуазности приводит художников к использованию приемов карикатуры, как мы это видим в творчестве О. Домье.