Розовая гостиная Ванная комната

 

В 1840-1850-х годах любимым архитектором Николая 1 становится А.И. Штакеншнейдер. Он создает в царской резиденции наиболее впечатляющие и запоминающиеся интерьеры, например Павильонный зал Малого Эрмитажа.

 

 

Принципиально изменив планировку помещений так называемого северного павильона малого Эрмитажа, А. Штакеншнейдер создает единое пространство зала, пронизанное воздухом и светом, которого не так много в Петербурге. В оформление зала он вплетает модный мотив Востока с витыми изящными колонками, фонтанчиками, напоминающими крымский Бахчисарай. Используя разнообразные архитектурные приемы, Штакеншнейдер создает изящное, легкое, изысканное произведение.

Увлечение эклектикой во второй половине 19 века сформировало ряд художественных направлений, которые объединяются под понятием историзм.Перечислим эти направления.

-Неоготика

-Необарокко

-Неоклассицизм

-Ориенталистика (обращение к мотивам Востока)

-Русско-византийский стиль, включающий и некое увлечение фольклором.

Если в интерьерах принцип эклектики позволял соединять под одной крышей разные эпохи, то в общем архитектурном облике зданий эклектика, как правило, выражалась в подражании какому-либо конкретному историческому стилю. Замечательным примером подобного творчества является сооружение на углу Невского проспекта и Фонтанки в Петербурге дворца Белосельских-Белозерских по проекту архитектора А. Штакен-

шнейдера. Дворец построен в стиле необарокко, и это не случайно. Штакеншнейдер создает своеобразную «рифму» Строгановскому дворцу – блестящему образцу растреллиевского барокко, который был построен в 18 веке на углу Невского и Мойки. Такое решение можно было бы посчитать забавой, игрой талантливого архитектора, если бы не высокое понятие - петербургский архитектурный ансамбль. Штакеншнейдер не только забавляется «рифмой», он не нарушает общего духа улицы.