Эклектика

К концу 30-хгодов фанфарный пафос классики в искусстве несколько утомил публику и самих художников. Такие настроения, порой, высказывались в категоричной и не вполне объективной форме. Например, Н.В.Гоголь писал: «Неужели все то, что встречается в природе, должно быть непременно только колонна, купол и арка? Сколько ещё других образов нами не тронуто!... Колонны и купол больше всего прельщавшие нас, начали приставлять к зданию без всякой мысли и во всяком месте…»[12]

С этого времени начинается эпоха бесконечных поисков нового в тематике, в выразительных средствах, в технологиях строительства. Идеология этого времени складывалась под сильным влиянием литературы. Нормой жизни, тем более в крупных городах, столицах становится обсуждение литературных новинок, публикуемых в периодических журналах, выход которых публика ожидает с нетерпением. Одним из популярных литературных жанров в то время был исторический приключенческий роман, а любимейшим автором – Вальтер Скотт. Романтика ушедших исторических эпох будоражила воображение, вдохновляла творческих личностей. В поисках новых выразительных средств архитекторы обратились к художественным стилям прошлого. В эти годы особенно активно начинают обновлять интерьеры старых дворцов. Состоятельные заказчики, порой хотят, казалось бы, невозможного – под одной крышей соединить величие классики, затейливость барокко, пряность восточной темы, достоинство английской, шотландской замковой архитектуры. Пафос романтического индивидуализма, подпитанный литературой, должен был воплотиться в новых архитектурных образах. Творческий метод соединения «всех стилей» стал ведущим в развитии архитектуры второй половины 19 века и получил название эклектика. В современной литературе этот период в истории архитектуры чаще называют периодом историзма, так как в это время была проделана великолепная работа строителей по творческому переосмыслению исторического наследия.

Примеров архитектурной эклектики множество, тем более в Петербурге.

Остановимся на формировании образа императорской резиденции во второй половине 19 века.

В 1837 году во время правления Николая 1 в Зимнем дворце произошел чудовищный пожар, практически уничтоживший всё наследие архитектуры 18 века. В комиссию по восстановлению комплекса дворцовых зданий в качестве главных архитекторов вошли А.П.Брюллов, В.П.Стасов, А.Е.Штауберг и К.Тон. Восстановление шло с трепетным уважением ко всему, что можно было сохранить от великого наследия Растрелли. Внешний облик Зимнего дворца, Иорданская лестница, Большая дворцовая церковь были воссозданы с внимательным использованием архивных документов. Тем не менее, большую часть интерьеров в процессе восстановления было решено обновить в соответствии со вкусами современной эпохи. Посещая комплекс зданий Эрмитажа сегодня, мы видим, как принцип эклектики был положен в формирование новых дворцовых интерьеров. Над классическими интерьерами парадных залов Зимнего дворца, где традиционно проходили государственные церемонии работали архитекторы В.П.Стасов и О.Монферран. Однако даже в этой официозной работе В.Стасов нашел возможность обратиться к изящным, легким образам античного прошлого

и органично вплести эти мотивы в обновленные интерьеры. Так, вдоль парадных залов Невской анфилады, где проводились большие балы и государственные приемы, создается галерея для отдыха с модным в то время зимним садом и отделкой стен, напоминающей росписи домов недавно открытой археологами Помпеи.