Париж. Триумфальная арка на площади Звезды Вид с Елисейских полей

 

Как уже отмечалось в начале лекции, историю культуры 19 века называют временем Франции и России. Если в политике 19 века мы видим яркое соперничество великих держав, то художественная жизнь демон-стрирует нам взаимный интерес, взаимодействие, взаимопроникновение. Несомненно, что в 19 веке именно эти две европейские державы демонстрировали высочайшие образцы развития искусства, смелые новаторские решения, привлекая к себе внимание и становясь законодателями моды.

В России ампир развивается в тех же хронологических рамках – первая треть 19 века. Наиболее яркое его выражение мы видим в градостроительных ансамблях центра Петербурга.

Ансамбль Стрелки Васильевского острова был спроектированный Ж.Тома де Томоном в начале 19 века. Мастер блестяще соединил в этом ансамбле достойную сдержанность классической архитектуры Древней Греции (композиционным центром является здание Биржи), монументальность и имперскую мощь римских традиций (Ростральные колонны) и блестящее умение русской строительной школы вписывать свои сооружения в ландшафт.

Петербург. Стрелка Васильевского острова.

В начале 19века в Петербурге начали осуществлять грандиозный замысел формирования ансамбля центра города на Адмиралтейской части. Замечательной особенностью Петербурга было то, что город был совсем молодым, и в отличие от старых европейских средневековых городов художественный образ создавался фактически с «чистого листа», и опирался на заранее продуманные планы застройки. В планировке центра города, формировавшегося на левом берегу Невы, было решено сохранить петровскую идею «трезубца», она как нельзя лучше сочеталась с идеологией ампира. От Адмиралтейства – символа завоеванного морского могущества России в сторону Москвы шли три дороги – Невская перспектива, Гороховая улица и Вознесенский проспект. Набережные Невы, Зимний дворец, Адмиралтейство должны были сформировать величественный ансамбль центра города.