АРХИТЕКТУРА

В первой трети 19 века ампир определял художественный вкус европейцев.[10] Ампиром (фр. empire – империя) принято называть завершающую фазу развития классицизма. Как часто это бывает, в художественной культуре начала 19 века мы видим отражение тех социально-политических событий, которыми жили европейцы. Первая треть 19 века – это время наполеоновских войн, иллюзии мировой империи, отрезвление через горечь поражения великой Франции и триумф победы России и Англии.

Основными источниками для художественного вдохновения и переосмысления, как и в предыдущий период развития классицизма, были греко- римская античность и Древний Восток. В тоже время особенностью рассматриваемого периода явилось острое желание подчеркнуть величие имперских идей и побед, поэтому в античном наследии теперь сильнее звучал римский имперский акцент, а величавая сакральность древнеегипетского искусства, с которым только начинали знакомиться европейцы, благодаря наполеоновскому походу, ещё больше подчеркивала грандиозность современных событий. Характерными декоративными приемами в архитектуре является активное использование элементов ордерной системы, римских арочных форм, декора с военной атрибутикой, древнеегипетским орнаментом и символами (наиболее любимыми были сфинксы).

Париж пл.Согласия В центре площади египетский Петербург. Сфинксы на Университетской наб.

обелиск из Луксора

Египетский сервиз изготовленный на петербургском фарфоровом заводе по заказу Александра I

 

Важнейшей чертой стиля ампир в архитектуре становится формирование городских ансамблей. В соответствии с требованиями классицизма продолжается колоссальная работа по перепланировке крупных европейских городов – частично исчезает старая средневековая кольцевая застройка, расширяются улицы, формируются новые площади. Наиболее яркий пример такой реконструкции показывает послереволюционный имперский Париж Наполеона. На рубеже 19 века в годы Французской революции специальная градостроительная комиссия приняла около 110 проектов по модернизации архитектурного облика города. Таким образом, с начала века происходит архитектурно-планировочное формирование нового центра Парижа. Не все архитектурные замыслы решались быстро – серьезным тормозом в их осуществлении явились наполеоновские войны, однако стиль города был определён и величественные идеи последовательно воплощались на протяжении последующих десятилетий.

Ярчайшим примером нового планировочного решения Парижа явилась прокладка новой главной магистрали города, которая соединяла парижскую имперскую резиденцию Лувр с Версалем. Органичной частью этой дороги стала главная улица Парижа – Елисейские поля.