Организационная обособленность предприятий

ТЕМА 5. ВИДЫ И ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Правила (принципы) построения рациональных структур

 

Рациональная структура не возникает спонтанно. Она целенаправленно формируется на основе системы научных и универсальных принципов статической организации. Руководствоваться ими необходимо:

F при построении структур новых организаций;

F при оценке рациональности существующих и проектируемых структур;

F при коррекции существующих структур;

F при проведении структурной реорганизации.

 

Существуют следующие принципы структуризации:

1. целеполагание – структура должна соответствовать целевой ориентации организации, основу которой составляет ее миссия;

2. приоритет функций над составом звеньев – реализуемые организацией функции должны быть обеспечены именно тем подразделением, которое имеет соответствующий профиль и способно выполнять деятельность необходимого уровня сложности;

3. приоритет объекта над субъектом – при формировании структуры следует исходить из приоритетности объективной стороны организации (целей, миссии) на субъективными (ориентации коллективов и отдельных работников);

4. адаптивность – структура должна обладать способностью адаптироваться к изменениям внешней и внутренней среды, к целевой переориентации, к новой стратегии развития;

5. полная координация функционирования всех составляющих;

6. минимум сложности;

7. полномасштабность, т.е. соединение в целостную систему всех членов организации: коллективных и индивидуальных;

8. пределы автономности – каждый компонент структуры должен обладать определенной автономностью, которая, с одной стороны, позволяет ему функционировать как самостоятельной целостной микроструктуре, а с другой, не должна допускать нарушения целостности и единства структуры организации;

9. сочетание централизации и децентрализации;

10. взаимосогласованность вертикальных и горизонтальных связей;

11. единство распорядительства – установление четкой персональной закрепленности полномочий распорядительства по каждому конкретному вопросу на каждом уровне и по отношению к каждому объекту управления;

12. диапазон контроля – достаточно широк, чтобы обеспечить управляемость и скоординированность функционирования организации, но не нарушающим автономности подразделений.

 

 

Самостоятельным субъектом хозяйствования, осуществляющим свою деятельность в условиях рыночной экономики, является предприятие. Предприятие создается для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения потребительского спроса и получения прибыли. Оно самостоятельно осуществляет свою деятельность, продает выпускаемую продукцию, использует прибыль, оставшуюся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.

В Российской Федерации могут создаваться и действовать предприятия, находящиеся в федеральной собственности, государственной собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, муниципальной и частной собственности. Отношения предприятия с другими предприятиями, организациями, учреждениями, органами государственного и муниципального управления и гражданами регламентируются законодательством.

Учредительными документами предприятия являются его устав, а также решение о его создании и договор учредителей. В уставе определяются организационно-правовая форма предприятия, органы управления и контроля, порядок распределения прибыли и образования фондов. Прекращение деятельности предприятия может осуществляться в виде ликвидации или реорганизации.

Масштабы и характер организационных проблем, встающих перед руководителем, различаются в зависимости от размера предприятия. Например, организационные проблемы небольших предприятий концентрируются на разделении работ, установлении ответственности и определении объема контроля. Предприятия среднего размера больше заняты использованием функциональной организации, рационализацией штата и координацией. У больших организаций возникают проблемы децентрализации, сбалансирования усилий различных подразделений по мере роста предприятий.

Степень вовлеченности предприятий в рыночные формы хозяйствования во многом зависит от его нацеленности на запросы потребителей и производство конкурентоспособной продукции. Хорошо организованные предприятия более эффективны. Если предприятие создано и функционирует на основе современных принципов, то и удовлетворенность его работников результатами труда более высокая. Нерациональная организация требует гораздо больше времени на решение проблем, многие из которых порождаются самой организацией.

Деятельность предприятия носит циклический характер. Сбои и нарушения в этой деятельности являются симптомами появления проблем в самой организации. Важно изучать эти симптомы, проводить изменения и организационное регулирование, контролировать, как решаются проблемы. С этих позиций организационное построение предприятия должно базироваться на таких принципах, как возможность гибкого реагирования на изменения потребностей рынка, обеспечение оптимального уровня децентрализации управленческих решений, персонифицированная ответственность за организацию и выполнение функций предприятия. Эти принципы должны отражаться в утверждаемом положении об организационной структуре предприятия.

Основной круг вопросов, регламентируемых указанным положением, может быть сведен к следующему:

1. основные направления деятельности предприятия;

2. основные функции управления предприятием (маркетинг, организация производства, финансы, экономика, бухгалтерский учет, персонал, информационная служба);

3. состав обслуживающих функций деятельности предприятия;

4. определение типа структуры (линейная, линейно-функциональная, дивизиональная, матричная, комбинированная);

5. состав организационных звеньев предприятия, закрепляемые за ними функции и определение порядка работы по их выполнению (права, обязанности, сроки, меры поощрения и наказания);

6. выделение самостоятельных подразделений (вспомогательных, обслуживающих), формирование центров прибыли;

7. определение порядка контроля соответствия организационной структуры направлениям деятельности предприятия и персонификация ответственности за выполнение указанной функции контроля.