Сам человек и общество устроены так ловко, что избежать преступного поведения практически невозможно.

Каждый шаг человека в этом мире может стать преступным. Если быть до конца точным, то следовало бы сказать так: каждый шаг человека в этом мире преступен.

Ирония судьбы: великий грешник (Овидий) и великий святой (апостол Павел) сошлись в одной точке – в оценке природы человека.

Знать, что такое добро, и при этом неизменно выбирать его противоположность – зло, есть свидетельство феноменальной вздорности человеческой натуры…

 

Современные исследователи латентной преступности показывают, что население нельзя строго разделять на преступное и законопослушное, что, напротив, признак преступности является непрерывным и распространяется более или менее равномерно на все население.

 

Преступные наклонности содержатся в человеческом существе в качестве потенции, обусловленной его специфической природой. Сама же эта потенция с необходимостью реализуется в обществе, которое создает для этого соответствующие условия.

 

Одно из первых систематических изложений истории человека – «Ветхий Завет» – буквально переполнен рассказами о преступлениях библейских людей и средствах борьбы с ними – заповедями, законами, правилами, санкциями.

 

Так, первенец Адама и Евы – Каин сознательно, преднамеренно убил своего бедного брата Авеля.

 

В первых трех книги Бытия повествуется о «грехопадении» первых людей, которые нарушили заповедь Господа Бога, вкусивши от запретного древа познания добра и зла.

 

Адам и Ева после вкушения узнали нечто очень важное для себя, о чем они не имели никакого понятия прежде, а именно, что они наги.

 

Одновременно с этим у них появилось чувство стыда (первонравственности) и сознание того, что ходить обнаженными негоже и что надо прикрыть срамоту, с этой целью они и сшили себе опоясание из смоковных листьев.

 

Сшить – значит самостоятельно сотворить нечто, что не дано тебе природой в готовом виде и не заложено в природном инстинкте. А для этого необходимо воображение.

 

Именно творческое воображение (по мнению Э.А.Позднякова) – вот так называется то, что содержалось в сладком соке плодов злополучного древа.

 

Через вкушение человек приобрел только часть божественного начала, а именно, творческое воображение. Вторую же его часть – бессмертие – заполучить не успел: был с позором изгнан.

 

Вот в этой незавершенности, половинчатости и заключена вся трагедия человека, от нее все его муки и страдания, от нее все его грехи и раскаяния, желания быть добрым и творить при этом зло.

 

Будучи существом творящим, но смертным, он испытывает постоянную тоску по бессмертию, всюду ищет способы как бы себя обессмертить.

 

Наличие богатого воображения при отсутствии как бессмертия, так и адекватных средств для удовлетворения всего, что постоянно подсовывает человеку его воображение, сделало его чрезвычайно беспокойным и нервным существом, всегда нацеленным на достижение и приобретение того, что он не имеет, но желает иметь.

 

Человек занимает промежуточное положение между Богом и животными: от божественного начала у него есть способность творческого воображения, от животного начала – конечность, смертность.

 

Ни богам, ни животным нет надобности в нравственности. Стать нравственным человек был вынужден. Нравственность – это противовес его промежуточного положения, средство выжить как род. Нравственность была детерминирована.

 

Творческое воображение побуждает человека к деяниям прямо противоположного характера и направления. Он первый, кто более всего страдает от этой раздвоенности, от того, что хочет добра, а творит зло; жаждет подвига, а совершает преступление.

 

Человек и жертва, и преступник в одном лице. Если и говорить о «грехопадении» человека, то она в его творческой силе, в его неутомимой и ничем неутолимой жажде творчества, в том, что он творит и не ведает, что творит.

 

Достоевский Ф.М.: «Человек есть животное по преимуществу созидающее…Человек любит созидать и дороги прокладывать, это бесспорно. Но отчего же он до страсти любит разрушение и хаос? Вот скажите-ка!».

 

Богатое воображение человека влечет его то к созиданию, то к разрушению созданного, то к добру, то к злу, то к «Мадонне», то к «Содому».

 

«Почти все, что мы называем «высшей культурой», покоится на одухотворении и углублении жестокости. … Уже в каждом проникновении вглубь заключается насилие… уже в каждом стремлении к познанию есть капля жестокости» (Ницше Ф. По ту сторону добра и зла).

 

Воображение, дающее человеку, казалось бы, громадные преимущества перед другими существами, постоянно открывает перед ним ложные пути и дороги, на которые никогда не собьются животные. Делать из мухи слона и наоборот – вот типичная работа воображения.

 

Два самых сильных чувства, которые во многом определяют и направляют поведение человека – любовь и ненависть, целиком во власти воображения и им же порождаются.

 

Сильно развитое воображение и его сосредоточение на одном каком-нибудь предмете свойственно и маньяку и гению.

 

Сфера преступности также живет исключительно благодаря неиссякаемой работе творческого воображения.

 

Грех не в самой плоти, и не в творящем духе. Грех в соединении плоти и духа. То, что соединила Природа (или Бог?), разъединить уже нельзя. Большинство людей идут средним путем между двумя началами.

 

Именно воображение сделало плоть ареной своих многообразных упражнений, превратив обычные, свойственные всем животным функции в предмет особых удовольствий и вожделений: продолжение рода, питание, зрение, слух, обоняние, вкус.

 

Надо сказать, что нет ни единого вида человеческих удовольствий, которые не были бы в основе своей греховными.

 

Человек любит беспрерывно. Он отделил любовь от закона размножения, т.к. он любит гораздо более того – чем это идет впрок размножению.

 

В соответствии со своей общей природой человек в принципе предрасположен к антисоциальным действиям, или к «отклоняющемуся поведению».

 

Преступное поведение стало массовым, а значит, обычным; обычное же поведение стало по преимуществу преступным.

 

Добро и зло не появляются сами по себе по велению естественных природных сил: они творимы, творимы притом человеческим творческим гением.

 

Итак, преступность родилась вместе с человеком и присуща только человеку как Homo sapiens и существу общественному: 1) вне общества преступления нет; 2) субъектом преступления является только человек.

 

Человек – существо весьма странное, он одновременно сочетает в себе самые разные качества, и они вполне могут уживаться друг с другом.

 

Гений и злодейство, добро и зло, истина и ложь, нежность и жестокость, честность и предательство – они суть свойства многогранной природы человека, и грани эти зачастую соседствуют вполне согласно в одном субъекте.

 

Гений склонен к злодейству в гораздо большей мере, нежели любой другой человек именно по причине гениальности, которая есть всегда отклонение от нормальной психики и нормального взгляда на вещи.

 

Всякий считает безгрешным себя и грешным всякого другого. Практически ни один из осужденных преступников не признает себя виноватым.

 

Достоевский в качестве общей черты, присущей очень многим, если не всем, обитателям острога, особенно убийцам, называет непомерное тщеславие, гордыню и высокомерие.

 

Люди созданы по образу и подобию Божию, а значит и природа Бога – двойственна. Его божественность заключается, наверное, в том, что Добро и Зло, в отличие от человека, находятся у Него в гармонии. Например, как плюс и минус у магнита.